Актуальные вопросы обучения в современной педагогической психологии

Новое образование » Актуальные вопросы обучения в современной педагогической психологии

Страница 5

По основанию связи обучения с будущей деятельностью мо - жет быть выделено знаково-контекстное обучение (Вербицкий А.А.) и традиционное обучение внеконтекстного типа.

По способу организации выделяют активные формы и методы обучения и традиционное (информационное, сообщающее обучение).

В прошлом психология активнее сотрудничала с дидактами, существовал своеобразный сплав новых технологий обучения - Занкова Л.В., Давыдова В.В., Гальперина П.Я., Талызиной Н.Ф. и др. Ученые действительно существенно продвинули вперед качество нашего образования. Неслучайно оно считалось одним из лучших, а школьники выигрывали призы и дипломы на предметных олимпиадах в других странах. И до сих пор пользуются спросом учебные пособия, созданные группой психологов и дидактов. Например, под руководством Г. Г. Граник создано такое пособие, которое учит читать художественную литературу, но так, что школьник добывает мысль и смысл, заключенные в тексте «смысловые кирпичики», будят высшие чувства ученика, чтение превращается в ненасыщаемую потребность.

В настоящее время обучение - это многосторонний процесс, включающий все элементы различных психологических направлений.

Ассоциативная психология - направление, разрабатываемое в ХУШ-Х1Х вв. сначала философами (Дж. Беркли, Д.Юм), предполагавшими, что человек запечатлевает внешние явления в виде сле - дов, которые взаимосвязаны между собой. В 1880-1890-е гг. Г. Эббингауз, Г.Мюллер установили, что основой психики являются ощущения, связанные между собой по смежности, контрасту и сходству. Особенно сильное влияние ассоцианизм оказал на изучение памяти, которая, по их мнению, лежит в основе всего. Оказывалось, что процесс традиционного обучения детерминирован памятью.

Бихевиоризм, как одно из психологических направлений ХХ в., рассматривал в качестве основного предмета психологии поведение в отрыве от сознания. Бихевиоризм в лице Дж. Уотсона,

Э. Торндайка, Б. Скиннера объявили главными стимулы и реакции, которые составляли систему навыков и их перенос в новые ситуации, что определяло процесс усвоения.

Гештальт-психология была представлена в исследовании вос - приятия, а затем мышления главным образом именами М. Вертгаймера, К. Дункера, Л. Секея и К. Коффки. В книге М. Вертгаймера «Продуктивное мышление» описано «усмотрение» известного и неизвестного в проблемной ситуации школьником - будущим великим математиком К.Ф. Гауссом, которое привело к мгновенному решению математической задачи. Главным в обучении гештальт- психология объявила развитие творческого мышления, выступив одновременно против прошлого опыта, который в новых ситуациях имел отрицательную функцию в виде психологических барьеров и стереотипов, мешающих поиску нового. Значит, продуктивные процессы могут развиваться тогда, когда учащийся выполняет тольконовый, неизвестный круг заданий, а использование известных способов действий и сформированных навыков тормозит умственное развитие. Такое развитие возможно в процессе обучения при решении разных типов проблемных ситуаций.

С нашей точки зрения, гуманистическое направление не является и эквивалентным рассмотренным выше теориям по методам и принципам исследования. Однако акцент, поставленный К. Роджерсом и А. Маслоу на возможностях реализации личности, помогает увидеть обучение с гуманистической стороны, где взаимодействуют два равноправных участника - Ученик и Учитель.

Следует отметить, что строить обучение только на одной психологической теории вряд ли целесообразно, поскольку в реальном образовательном процессе учитель может использовать элементы разных технологий (например, поэтапное формирование умственных действий и создание проблемных ситуаций), да и образовательный процесс должен быть гуманным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Новые статьи:

Упорядочивание внеурочного времени
Видовое разнообразие творческих объединений велико: это кружки, секции, клубы, студии, лаборатории, мастерские, научные общества учащихся, экспедиции. Многогранна и профильная направленность. Связано это прежде всего с тем, что в отличие от факультативов творческие объединения предназначены выполня ...

Общая характеристика познавательных возможностей учащихся
Познавательные возможности учащихся – это совокупность физиологических, психологических и моральных качеств личности, а также опосредуемых его внешних условий, которые в единстве обеспечивают определенную успешность осуществления учебной деятельности учащихся [1]. Психологи подразделяют учащихся по ...

Система коррекционной работы по устранению аграмматической дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Проблема диагностики и коррекции причин трудностей в обучении русскому языку учащихся младших классов школы V вида особенно актуальна. Аграмматическая дисграфия связывается с недоразвитием у детей лексико-грамматического строя речи, несформированностью морфологических и синтаксических обобщений. Ош ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru