Актуальные вопросы обучения в современной педагогической психологии

Новое образование » Актуальные вопросы обучения в современной педагогической психологии

Страница 4

Вместе с тем установлено, что обучаемость ярко проявляется при выполнении заданий, требующих не стереотипных решений - по образцу, а таких, когда следовало совершить «микрооткрытие». Обнаружилось и другое: высокая обучаемость не приводит к успеху, если у учащегося нет направленности на учебную деятельность.

А. Менчинская и ее сотрудники выделили типы различий в обучаемости, основанные на ряде критериев:

восприимчивость к усвоению знаний, степень овладения умственными операциями (интеллектуальные свойства);

направленность личности, определяющая отношения, оценки и идеалы.

Данные признаки позволили определить четыре типа учащихся :

Имеющие положительную характеристику восприимчивости и усвоению знаний, способные овладеть умственными операциями и отличающиеся положительной направленностью - позитивно относящиеся к обучению.

Имеющие отрицательную характеристику восприимчивости к усвоению знаний и низкую возможность овладения умственными операциями в сочетании с отрицательным отношением к обучению, низкой мотивацией.

Положительные интеллектуальные свойства и отрицательное отношение к обучению.

Негативные интеллектуальные свойства и позитивная направленность на обучение вместе с высокой мотивацией и отношением к обучению.

Однако, чтобы повысилась обучаемость, учитель должен уметь влиять на мотивацию, которая больше всего поддается изменениям.

Как видим, при современных исследованиях обучения психологические проблемы умственного развития и учения учащегося остаются актуальными. Одни из главных, как и прежде, психология образовательных технологий и эффективность учебновоспитательного процесса.

Сведем воедино современные исследования психологии обучения, дабы увидеть перспективы развития отечественного образования.

Все современные направления обучения можно рассмотреть с позиций концептуальных положений и технологий, которые позволяют его осуществить. С точки зрения Л.Д. Столяренко, существует несколько направлений в анализе современного обучения:

По непосредственности - опосредованности взаимодействия учителя и ученика обучение может быть контактным и дистанцион - ным. В первую группу входят все традиционно существующие направления обучения, во вторую - создаваемое в настоящее время обучение на расстоянии при помощи технических средств, взаимодействующие на входе и выходе.

По сознательности - интуитивности обучение возможно с интуитивным и сознательным освоением опыта. К первому можно отнести суггестопедию, возникшую в середине 60-х гг. прошлого века (Лозанов Г., Милашевич В.В.) и осознанное.

По принципу осознанности возникают направления, основанные на значимости объектов осознания. Их также несколько:

а) если осознаются правила и средства обучения - это догматическое обучение (Талызина Н.Ф.),

б) если осознаются сами действия, такое обучение построено на теории умственных действий (Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф.),

в) если же осознаются программы и алгоритмы действий, то такое обучение называют программированным или же алгоритмиза- цией обучения (Ланда Л.Н.),

г) если осознаются проблемы, задачи для которых надо освоить средства, приемы, открыть новые принципы действия, добыть новые знания - это проблемное обучение (Оконь В., Махмутов М.И., Матюшкин А.М.).

По наличию или отсутствию управления обучение может быть традиционным, где нет управления, и обучение, где в основе лежит управление механизмом усвоения (теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина).

Взаимосвязь образования и культуры приводит к разграничению обучения, основой которого является проекция образа культуры в образование и формирование проектной деятельности учеников (теория проектного обучения) и обучение, основанное на дисциплинарно-предметном принципе (традиционное обучение).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новые статьи:

Объекты социально-педагогической деятельности
Активность субъекта всегда направленная на конкретный объект. В последнее время выделены категории граждан, которым оказывается социально-педагогическая помощь: · дети-инвалиды, · дети-сироты, · дети-правонарушители, · дети группы риска, · та категория подростков, которая требует помощи в процессе ...

Теоретические и методические основы обогащения лексического запаса младших школьников
Лексический запас русского языка неисчерпаемо богат: он постоянно пополняется все новыми и новыми лексическими единицами, которые делают русскую речь более красивой, многообразной и универсальной. Язык, выполняя свою главную функцию – передачу и выражение мыслей в устной и письменной форме, – при п ...

Характеристика связной речи и ее особенности
Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru