Вместе с тем установлено, что обучаемость ярко проявляется при выполнении заданий, требующих не стереотипных решений - по образцу, а таких, когда следовало совершить «микрооткрытие». Обнаружилось и другое: высокая обучаемость не приводит к успеху, если у учащегося нет направленности на учебную деятельность.
А. Менчинская и ее сотрудники выделили типы различий в обучаемости, основанные на ряде критериев:
восприимчивость к усвоению знаний, степень овладения умственными операциями (интеллектуальные свойства);
направленность личности, определяющая отношения, оценки и идеалы.
Данные признаки позволили определить четыре типа учащихся :
Имеющие положительную характеристику восприимчивости и усвоению знаний, способные овладеть умственными операциями и отличающиеся положительной направленностью - позитивно относящиеся к обучению.
Имеющие отрицательную характеристику восприимчивости к усвоению знаний и низкую возможность овладения умственными операциями в сочетании с отрицательным отношением к обучению, низкой мотивацией.
Положительные интеллектуальные свойства и отрицательное отношение к обучению.
Негативные интеллектуальные свойства и позитивная направленность на обучение вместе с высокой мотивацией и отношением к обучению.
Однако, чтобы повысилась обучаемость, учитель должен уметь влиять на мотивацию, которая больше всего поддается изменениям.
Как видим, при современных исследованиях обучения психологические проблемы умственного развития и учения учащегося остаются актуальными. Одни из главных, как и прежде, психология образовательных технологий и эффективность учебновоспитательного процесса.
Сведем воедино современные исследования психологии обучения, дабы увидеть перспективы развития отечественного образования.
Все современные направления обучения можно рассмотреть с позиций концептуальных положений и технологий, которые позволяют его осуществить. С точки зрения Л.Д. Столяренко, существует несколько направлений в анализе современного обучения:
По непосредственности - опосредованности взаимодействия учителя и ученика обучение может быть контактным и дистанцион - ным. В первую группу входят все традиционно существующие направления обучения, во вторую - создаваемое в настоящее время обучение на расстоянии при помощи технических средств, взаимодействующие на входе и выходе.
По сознательности - интуитивности обучение возможно с интуитивным и сознательным освоением опыта. К первому можно отнести суггестопедию, возникшую в середине 60-х гг. прошлого века (Лозанов Г., Милашевич В.В.) и осознанное.
По принципу осознанности возникают направления, основанные на значимости объектов осознания. Их также несколько:
а) если осознаются правила и средства обучения - это догматическое обучение (Талызина Н.Ф.),
б) если осознаются сами действия, такое обучение построено на теории умственных действий (Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф.),
в) если же осознаются программы и алгоритмы действий, то такое обучение называют программированным или же алгоритмиза- цией обучения (Ланда Л.Н.),
г) если осознаются проблемы, задачи для которых надо освоить средства, приемы, открыть новые принципы действия, добыть новые знания - это проблемное обучение (Оконь В., Махмутов М.И., Матюшкин А.М.).
По наличию или отсутствию управления обучение может быть традиционным, где нет управления, и обучение, где в основе лежит управление механизмом усвоения (теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина).
Взаимосвязь образования и культуры приводит к разграничению обучения, основой которого является проекция образа культуры в образование и формирование проектной деятельности учеников (теория проектного обучения) и обучение, основанное на дисциплинарно-предметном принципе (традиционное обучение).
Специфика культурно-досуговой деятельности детей
В рамках культурно-досугововй деятельности значение эстетического фактора является одним из центральных, однако, ценностноориенированное преобразование человеческой личность средствами социокультурной деятельности весьма сложный и многоаспектный процесс. Вопросы, связанные с изучением личности, при ...
Профессиональное
самоопределение учащихся средствами технологической подготовки
Мы видим следующую цель уроков технологии - самоопределение, развитие и самореализация учащегося в его практической (профессиональной) деятельности, которая с помощью специальных методик (работа с мастером, групповая и индивидуальная рефлексия, личный интерес) тесно связана с индивидуально организу ...
Основные функции деятельности классного руководителя и способы его общения
с родителями
Классный руководитель - это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека духовным посредником между обществом и ребенком в усвоении основ человеческой культуры; защитником от моральной деградации, нравственной гибели; организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместно ...