Актуальные вопросы обучения в современной педагогической психологии

Новое образование » Актуальные вопросы обучения в современной педагогической психологии

Страница 7

Рис. 2. Смысловой и информационный поток в обучении

обучение выготский педагогическая коммуникация

Коммуникативная ситуация - это система условий, побуждающих субъектов к активности. В обучении происходит переживание смыслов, синхронизация, смысловая трансляция, то есть инициация и стимуляция смыслообразования. Обучение - это поле субъект- субъектных смыслов. Поэтому оно происходит в коммуникативном пространстве, которое образуют реальные ученики и учитель.

Коммуникативное пространство является открытой системой с парциальными реципиентами (учениками). Они включаются во взаимодействие с учителем или после его вопросов (стимулов) или ответов на них. В нем обязательно управление коммуникативными потоками, которое их регулирует. К примеру, учитель усиливает значимость тех или иных рассуждений сопоставлением разных то - чек зрения, ставит акцент на парадоксах. Ученые обращают внимание на выбор коммуникативной стратегии и типа взаимодействия. Коммуникативные стратегии - это представление о технологии ценностно-смыслового измерения и его осуществления.

Представляется возможным говорить об общем смысловом поле учителя и учеников, где формируется совокупный креативный прирост - обогащаются обучаемые и учитель, когда есть, что сказать, кому сказать и как. Но следует помнить, что обязательным атрибутом смысловой дидактики, что «передать» смысл от одного человека (учителя) к другому (ученику - ученикам) невозможно - он должен родиться как психическое новообразование при обработке учебного материала (что нравится, почему, как он встраивается в опыт обучаемого, как будет влиять на его жизнь и почему) и специфику учебного процесса и его организации. Покажем, как возникает общее смысловое поле и креативный прирост на уроке (см.- рис. 3).

В технологии направленной трансляции смыслов Качергазо- ва Л.Ц. обращает внимание на несколько этапов:

этап - вторжение в «Я» ученика. Образование - это процесс, где человек входит в образ «Я» через интеграцию смыслов культуры, идентификацию с ценностями других людей и социальными ценностями.

этап - выход за пределы собственного «Я». Когда «Я - актуальное» соединяется с «Я - потенциальным», реализуется «Я».

Эта концепция основана на коммуникативных потоках в сфере образования. С нашей точки зрения, эти потоки возможны в так называемом дидактическом общении, которое подчиняется не только возникающим смыслам и значениям, но и логике учебного предмета, различным задачам, стоящим перед учителем и учеником.

Дидактическая система смыслотехнологий (как строить преподавание с учетом обучаемости ученика, его возрастных особенностей, учебной программы и особенностей учебного предмета) еще требует тщательной разработки. Здесь надо иметь в виду несколько моментов.

Нельзя строить новую дидактику в отрыве от психологических теорий усвоения.

Порождение смыслов усваиваемого материала школьников невозможно представить без их мотивации.

Личностные измерения, которые показывают смысловую сферу обучаемого, не могут существовать вне мотивационноэмоциональной сферы и ее конкретного проявления.Вне знаний, умений и навыков (пресловутых «зунов») разрабатывать технологию смысловой дидактики невозможно и вряд ли правильно, потому что, к примеру, написание безударных гласных должно всегда проверяться ударением, какой бы личностный смысл это не вызывало у школьника.

Необходимо продуктивно подходить к соотношению развития и обучения, обучения и научения. Эти процессы могут быть по- разному представлены в усвоении учебных предметов - математики и литературы, истории и иностранных языков. Начиная с Л.С. Выготского, было очевидно, что обучение должно забегать вперед развития, подтягивать его до такого уровня, который определяет отнюдь не ребенок. Иначе это может войти в противоречие с тем, какой смысл вкладывает ученик в свое развитие, какой учитель на основе государственного стандарта; каков уровень современных требований к образованию все-таки определяет не ребенок. Тем не менее, мы обязаны учитывать условия, при которых возможно осуществление смысловой дидактики. В связи с эти представляет интерес идея С.Л. Братченко о «треугольнике развития». Он отмечает три положения, которые помогают личностному росту:

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Новые статьи:

Методика определения жесткости воды в условиях школьной лаборатории
В настоящее время учителю химии приходиться рассматривать самые различные экологические проблемы, одна из которых – проблема чистой воды. Оценивая воду на содержание минеральных солей, отдельно выделяют концентрацию в ней солей кальция и магния, говоря о степени жесткости воды. Мыло в жесткой воде ...

Система заданий краеведческого характера и их реализация на уроках по основам безопасности жизнедеятельности в 8-м классе
Целью курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-го класса является формирование и развитие у школьников сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими умений и навыков сохранять жизнь и здоровье в повседневно ...

Система коррекционной работы по устранению аграмматической дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Проблема диагностики и коррекции причин трудностей в обучении русскому языку учащихся младших классов школы V вида особенно актуальна. Аграмматическая дисграфия связывается с недоразвитием у детей лексико-грамматического строя речи, несформированностью морфологических и синтаксических обобщений. Ош ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru