Актуальные вопросы обучения в современной педагогической психологии

Новое образование » Актуальные вопросы обучения в современной педагогической психологии

Страница 3

На развитие в целом влияет также ранняя стимуляция, осуществляемая взрослыми. Для доказательства этого сошлемся на доклад, сделанный в Токио на ХХ Психологическом конгрессе в 1972 г. Он называется «Обучение до говорения». Детям, начиная с первого года жизни, многократно демонстрировались буквы алфавита, что сопровождалось заучиванием соответствующих фонем. Крупные изображения букв, кроме того, развешивались в кроватке ребенка и над ней. В результате этого обучения дети начинали читать слова сразу же, как только овладевали их значениями и произношением.

Л.С. Выготский выдвинул три точки зрения на соотношение обучения и развития. По первой, развитие и обучение - независимые процессы. Развитие ребенка подчинено природным законам, подобно созреванию. Возможности, которые возникают в его процессе, и использует обучение. Для доказательства такого суждения ученые разделили результат развития и продукт обучения. Подобная точка зрения означает: развитие якобы идет своим чередом и достигает оптимального уровня без посредства обучения. Получается, что интеллектуальные возможности тех, кто не учился, и тех, кто учится, одинаковы. Иногда признается и зависимость между двумя процессами: развитие создает возможности, а обучение их реализует. Следовательно, обучение как бы надстраивается над созреванием, завися от него чисто внешне, не будучи приоритетным. Развитие должно пройти определенные стадии, чтобы осуществилось обучение.

Вторая точка зрения, по Л.С. Выготскому, состоит в том, что обучение и развитие сливаются воедино. Различия между ними не рассматриваются. Уровень развития таков, каким было обучение учащегося. Обучение и есть развитие. Развитие и есть обучение.

Согласно третьей точке зрения, обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования.

Соотношение между собой развития и обучения было предметом внимания В.В. Давыдова. По его мнению, обучение подталкивает умственное развитие, в то же время понятие развития объемнее, чем обучения.

Таким образом, чтобы правильно организовать обучение, необходимо понимать, к каким изменениям в развитии школьника оно приводит. Каковы движущие силы развития школьника в процессе обучения? В этом контексте актуальной продолжает оставаться изучение социальной ситуации развития. Напомним, что это совокупность отношений обучаемого с микросредой его развития, которая определяет динамику и содержание психических изменений в ведущей деятельности. Движущими силами развития личности обучаемого на всех этапах обучения и при любых образовательных технологиях является снятие противоречий между целями, задачами учебной деятельности и имеющимися для их достижения средства - ми, между потребностями, возникающими в учении, и возможностями для их удовлетворения, между обучаемостью как возможностью и системами обучения, в чем обучаемость проявляется и реализуется, и пр.

Следует остановиться на понятии и типах обучаемости, поскольку невозможно говорить о смысловой дидактике, не раскрывая механизмы, инициирующие познание ученика в учебном процессе.

Как известно, обучаемость - это система свойств личности и деятельности школьника, которая эмпирически характеризует его возможности в усвоении учебной программы - знаний, умений, навыков и пр. Н.А. Менчинская установила различия в учебной деятельности школьников. Без понимания сущности обучаемости никакие дидактические технологии, в том числе и смысловая дидактика, осуществиться не могут.

Н.А. Менчинская писала: «При достаточно выраженном постоянстве этих различий имелось основание говорить о них не как о частных различиях в успешности выполнения тех или иных действий, а как о свойстве личности, которое и было обозначено термином «обучаемость», получившим свою содержательную характеристику путем выделения показателей, характеризующих это свойство».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новые статьи:

Реализация процесса воспитания эстетической культуры детей первой ступени обучения средствами культурно-досуговой деятельности в МУК «М РДК им. В.М. Толстых»
МУК «М РДК им. В.М. Толстых» г.Тимашевска объединяет Межпоселенческий районный Дом Культуры им. В.М. Толстых, клуб дома-интерната для престарелых и инвалидов (ДИПИ), клуб поселка «Садовод» (СК «Садовод»). МУК «М РДК им. В.М. Толстых» - специально построенное здание, имеет зрительный зал на 550 мест ...

Характеристика мыслительных операций и развитие их в онтогенезе
Мышление - это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов: анализа, синтеза, сравнений и т. п. Анализ-это мыслительное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем, отдельных частей, признаков и свойств. Сравнение - это сопоставление пр ...

Понятие «социальной адаптации» в психолого-педагогических исследованиях
Изучением адаптации человека в коллективе и обществе занимаются ученые в психологии, социологии и педагогики. Среди них особо можно выделить И.А. Погодина, Н.М. Попову, В.М. Зубкову, Г.М. Сапожникову, Б.А. Кугана, Р.Перрона, А. М. Прихожан. Понятие «социальная адаптация» трактуется учеными неоднозн ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru