Актуальные вопросы обучения в современной педагогической психологии

Новое образование » Актуальные вопросы обучения в современной педагогической психологии

Страница 9

Третья группа объединяет стимулирующий метод преподавания и частично-поисковый метод учения. Педагог сообщает новое в форме диалога. Последний - осуществляется за счет постановки перед учениками проблемных вопросов и создания проблемных ситуаций, помогающих учителю в обосновании гипотезы и ее доказательстве.

Обращенный к ученикам вопрос является средством порождения общения, мышления и речи. Поскольку в этом методе диалог более высокого уровня, то и само сотрудничество становится зависимым от его речевых характеристик. Каждое речевое высказывание педагога в значительной степени обусловлено предыдущим. Поэтому оно более «эллиптично», в нем многое подразумевается.

Речевой диалог при этом - это парафраз, обусловленной двумя взаимодействующими сторонами. Поэтому учитель, ставя вопросы ученикам, вводит их в контекст предыдущих реплик, не словесных форм воздействия на них. Они же, в свою очередь, ответами на проблемно сформулированные вопросы вовлекают и учителя в контекст своего поведения.

Следовательно, этот метод преподавания требует особых диалогических конструкций, потому что психологический смысл «двухголосого» и «полиголосого» слова в том, чтобы учитывать чужое слово (отреагировать на него, предвосхитить, пародировать, оспорить).

Имеется три составляющих диалога: заинтересованность, каждого в развитии темы общения, общность языковых средств и некоторое различие точек зрения партнеров на развиваемую тему. Отсутствие первого приведет к нежеланию общаться, второго - невозможности общения из-за «разных» языков, третьего - невозможности «добавить» что-то новое к предмету диалога.

Следующая группа - побуждающий метод преподавания и поисковый метод учения. Взаимодействие учителя с учениками в этом методе аналогично предыдущему. Отличие лишь в том, что он организует деятельность учащихся в проблемной ситуации. Для этого ученики как бы переносят на себя некоторые диалогические функции. Так, «совместное думание» начинает порождаться в самих учениках. Ставя проблемные вопросы, они дискутируют, обосновывая гипотезы и доказывая их. Преподаватель выступает в роли «дирижера», советчика, помощника. Поэтому он должен быть прост, доброжелателен, ободряя инициативу учеников. Непосредственное общение требует от учителя большой выдержки и такта, так как, вступая в диалог, он сокращает социальную дистанцию, ставя себя на место учеников. Побуждающий метод преподавания позволяет учителю «разговорить» самого некоммуникабельного и скрытного, потому что общение становится более непосредственным.

Поскольку роли самих учеников начинают распределяться по- разному, учитель в процессе общения замечает «инициаторов», парциальных лидеров, «подчиненных». Это требует от него больших перцептивных и суггестивных способностей. Последнее особенно важно для тех, кто имеет неблагоприятные качества личности и деятельности, некоторые из них следует скорректировать, нивелировать их действие в поиске требуемых целей.

Анализ деятельности учителя и учеников в бинарных методах обучения позволяет говорить об одновременном выполнении роли объекта и субъекта. Эти методы распределяют деятельность - формы преподавания и способов решения задач. Как было показано выше, ученики могут решать ее самостоятельно, а учитель как бы смещает акценты в своих действиях - от преподнесения учебного содержания к его полному самостоятельному освоению учениками. В результате этого коммуникативное взаимодействие приводит к общему смысловому фонду.

В бинарных методах формируются когнитивные действия учителя и ученика (вербальные и невербальные, умственные и внешние, сенсорные, перцептивные, мнемические, имажетивные, мыслительные). Учебные действия формируются не отдельно, а во взаимодействии с учителем на конкретном уроке при изучении определенного учебного материала.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Новые статьи:

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru