Сущность, цели и значение рейтинга

Страница 1

Исследование вопросов, связанных с оценкой разных сторон деятельности ВУЗа, начинает работу по изучению вопросов, связанных с созданием в ВУЗе системы менеджмента качества. Одним из первых аспектов рассмотрения стало внедрение в ТюмГУ рейтинговой оценки деятельности преподавателей, структурных подразделений и руководителей структурных подразделений. Предлагаемая управлением менеджмента качества и прогноза развития методика уже прошла апробацию и поэтому мнение преподавателей по поводу внедрения данной оценки весьма полезно и интересно. Поскольку внедрение методики, ее совершенствование рассчитано не на один год, то планируется и в дальнейшем следить за изменением общественного мнения ТюмГУ.

Одним из этапов создания в ВУЗе системы менеджмента качества станет внедрение рейтинговой системы оценки знаний студентов. Мнение и студентов, и преподавателей после апробации также чрезвычайно важно в практике управления образовательным учреждением.

В 1999-2000 гг. и в Минобразования России разработана информационно-аналитическая система «Рейтинг специальностей и ВУЗов России». Стоит отметить, что сравнительную оценку деятельности вузов Министерство проводит уже больше десяти лет, но только в 2001 г. министр образования РФ Владимир Филиппов подписал приказ, утвердивший официальную методику сбора и обработки информации для определения рейтингов вузов. И если прежде ректор мог и проигнорировать министерский запрос о необходимых показателях, то теперь все обязаны предоставлять нужную информацию в срок.

Система «Рейтинг» предназначена для сбора информации о ВУЗах и выпускаемых специальностях, определения рейтинга и проведения статистических исследований. Прежде всего она представляет интерес как банк данных по 461 вузу России (причем для многих в динамике), как система расчета и сравнения показателей (в том числе и аккредитационных) и проч. В системе заложены модели расчета рейтинга вузов и рейтинга специальностей. В качестве базы с самого начала использовался приведенный контингент студентов, при этом большинство критериев имело смысл потенциального или продуктивного обеспечения образовательных услуг в расчете на одного студента. По данным Минобразования количество желающих участвовать в таком своего рода состязании ежегодно прибавляется на 100 вузов. Сейчас, когда вузы стали сами зарабатывать деньги, этот вопрос приобрел для них особое значение. Кроме того, данные рейтинга планируется использовать в работе Минобразования. В частности, для проведения конкурса по распределению госзаказа на подготовку специалистов.

Вместе с тем, складывающаяся система рейтинговой оценки вызывает все больше сомнений. Приводимые в публикациях показатели, на основе которых выводится общий рейтинг, характеризуют не эффективность деятельности ВУЗа, а условия его функционирования и степень учебно-материальной обеспеченности. Таким образом, использование рейтинговой системы оценки эффективности образовательной деятельности высших учебных заведений, в том числе и университетов, является достаточно инновационным приемом, находится на этапе своего становления, требует творческого применения и активного внедрения в практику.

Главным звеном в региональной научно-технической политике стало создание таких инновационных учебно-научно-производственных мегаполисов, научно-технических инновационных и образовательных центров, интегрированных инфраструктур, способных генерировать высокие идеи, вести фундаментальные исследования, на их основе создавать, разрабатывать конкурентоспособные образцы новой техники и технологий, вести подготовку кадров, отвечающих требованиям сегодняшнего дня, которые бы определяли развитие отечественных производств и региона в целом.

В трудные годы экономических и политических преобразований, реформ и потрясений ТюмГУ не только выжил, сохранил свои научно-педагогические кадры, но стал на путь динамичного развития, превратившись в один из крупнейших технических ВУЗов региона.

Образно говоря, сегодня ТюмГУ- это больше чем просто ВУЗ. Университет устойчиво и динамично развивается высокими темпами практически по всем направлениям: совершенствуется его инфраструктура; образовательная, научная и производственная деятельность; расширяется материально-техническая, учебно-лабораторная и социально-бытовая база.

С первых дней организации университета была определена ориентация на фундаментальную науку, глубокую теоретическую подготовку будущих инженеров и ученых.

Университет готовит специалистов высшего профессионального образования для многих межотраслевых комплексов народного хозяйства: машиностроения и металлообработки, приборостроения, радиоэлектронной, пищевой и легкой промышленности, строительства, городского и автомобильного хозяйства, а также сферы бизнеса, экономики, банковской и правовой деятельности.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Метод примера и его роль в формировании, воспитании личности
До определенного времени в истории педагогики отношение и к понятию, и к определению понятия "метод" было таким же, как и к любому другому понятию. Исходное определение этого понятия можно обозначить как "переводное". Слово "метод" греческого происхождения, а потому, о ...

Бессмертный подвиг двадцати восьми героев
Это было 16 ноября 1941 года. Фашисты рвались к Москве. Путь им преградили гвардейцы из дивизии генерала Панфилова. Их было 28 человек. Среди них были русские, казахи, украинцы. Прямо на них шли 20 фашистских танков. Отважные воины приняли неравный бой. Бой продолжался несколько часов. Враг двинул ...

Развитие процессов мышления и понимания в рамках культурно исторической концепции
Концепция разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в. Одной из первых публикаций была статья "Проблема культурного развития ребенка" в журнале "Педология" в 1928 г. Следуя идее общественно-исторической природы психики, Выготский совершает пер ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru