Современные условия требуют строить обучение на новых принципах с учетом специфики мышления современного человека. Как отмечают исследователи, в начале XXI в. появились новые подходы не только к обучению, но и образованию вообще. Ученик (школьник, студент) стал относиться к образованию как путевке в жизнь, появилась большая мотивация обучения. Но стратификация общества привела и к стратификации образования. Поэтому обучение в общеобразовательных школах стало варьироваться в зависимости от материальных возможностей родителей.
Создание новых программ и учебников, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс, повышение в целом эффективности образования, однако, в сторону коммерциализации, обусловили активность школьников в освоении образовательного пространства. Однако, как указывает В.Э. Чудновский, отношения «учитель-ученик» дрейфуют по формуле «продавец-покупатель», а единой линии развития образования нет.
Новый этап развития России привел к необходимости создания новой школы. Но оказалось, что попытки сделать это в отрыве от исследований психологов и дидактов середины прошлого века не оградили ее от ошибок. Лозунг «Долой старую школу» привел к уничтожению многих положительных сторон отечественного образования в разных типах школ, главные из которых - массовость обучения, насыщенность его образовательными технологиями, что давало детям возможность видеть свою жизненную перспективу, бесплатно продолжать образование. К сожалению, огромные заслуги ученых-психологов, методистов и дидактов стали предаваться забвению, оказался невостребованным положительный опыт, накопленный в золотом веке советской дидактики.
Исследования, необходимые практикам, еще ждут своих авторов. А журнал «Мир психологии», № 3, 2009 г. объявил дискуссию «Образование в современной реальности и реальность исторического будущего». Полагаем, что она будет способствовать развитию фундаментальных исследований в педагогической психологии и, в частности, психологии обучения. К сожалению, ученые возвращаются к известным истинам, по сути, не инновационным.
В появившихся в дидактике компетентностном, валеологическом, акмеологическом подходах главный акцент ставится на деятельности учителя, который сообщает знания, формирует различную компетентность учащихся, развивает их самосознание и формирует личность. Но что происходит в психике, как появляются психические новообразования, как их замерить у обучаемого, остается закрытым. Главная задача школы видится в развитии способностей самостоятельного приобретения знаний. Напомним, что К.Д. Ушин- ский в труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» заложил основы воспитывающего обучения, разработал принципы отбора содержания учебного материала и методы обучения применительно к особенностям умственного развития учащихся. Но это было почти сто пятьдесят лет назад! Другие подходы, например, к дистантному и интерактивному обучению по сути мало чем отличаются от алгоритмизации обучения Л.Н. Ланды.
Стало быть, отечественная психология обучения переживает не лучшие времена, нет корифеев - основателей различных образовательных технологий, построенных на неиссякаемых резервах психологии познания, - П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Т.В. Кудрявцева Л.Н.Ланды, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова и др. Дидактика возвращается к старым временам, когда в основу всего обучения была положена память. И хотя шаблонное применение знаний неоднократно и в прежние времена подвергалось критике, в настоящее время такой подход необычайно популярен, что отражено в государственных документах, например, ведение Единого государственного экзамена, вызывающего вполне обоснованную критику в свой адрес .
Особенности и закономерности развития интеллекта у детей
Изучение этого вопроса связано, прежде всего, с именем швейцарского психолога Жана Пиаже. Начиная с 20-х гг. ХХ в. он в течение 50 лет занимался теоретическими и практическими вопросами детского интеллекта. Рассмотрим факты, установленные Пиаже. Важнейшие из них: открытие эгоцентрического характера ...
Выявление состояния письменной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями
речи на третьем году обучения
На констатирующем этапе эксперимента нами было проведено исследование, целью которого являлось выявление состояния письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на третьем году обучения. Исследование проводилось в мае. В ходе исследования были поставлены следующие задачи: 1. Подобр ...
Модели управления качеством
С точки зрения подходов к оценке и контролю качества остаются две модели управления качеством. Первая модель основана на непосредственном контроле знаний обучаемых. Во второй модели методической основой для управления качеством являются международные стандарты серии ISO 9000. Тестирование знаний пу ...