Воспитательные системы и их развитие

Новое образование » Воспитательные системы и их развитие

Возрождение воспитательной проблематики является характерным признаком современного образования. В конце ХХ века российское общество остро ощутило глобальный кризис, который охватил не только все социальные, производственные, политические, экономические и другие сферы, но и самого человека - его сознание, чувства, поведение [18].

digdigio.net

Сознание вступающего в жизнь поколения, естественно, подвержено всем этим противоречиям и сомнениям. Снижается роль моральных норм и критериев, идет ломка сложившихся нравственных ценностей, обесценивание человеческой жизни, рост преступности, сиротства, сексуального насилия, резкое материальное расслоение граждан, ухудшение медицинского обслуживания.

Новые исторические условия выдвинули новые проблемы, важность и острота которых стали очевидными в воспитательной работе.

Среди основных из них можно отметить следующие:

1. Снижение общего уровня образованности и воспитанности молодежи.

2. Радикальное изменение ценностных ориентаций молодых людей

3. Безыдейность нового поколения.

4. Негативное отношение к общественно полезной деятельности.

5. Безнравственное и асоциальное поведение.

Тяжелые социальные условия толкают подростков на преступления. Криминализация молодежной среды, наркомания, алкоголизм дестабилизируют общественную жизнь.

Образовательные учреждения остаются действенным институтом воспитания молодого поколения [18].

В современном интенсивно меняющемся мире, хотим мы этого или нет, неуклонно проявляются две взаимосвязанные тенденции - интеграция и дезинтеграция. В результате этого возникают разного рода противоречия. Распадаются целостные образования, в тоже время разрозненные явления, действия, процессы интегрируются в целостные, глобальные явления, различного рода системы. Тенденции эти свойственны и педагогической действительности, в которой формируется и развивается современный человек и как индивидуальность, и как определенный тип личности. В педагогической действительности указанные тенденции проявляются как при целенаправленном воспитании, так и стихийно протекающих процессах социализации [5, 18].

Одним из феноменов современной педагогической действительности, порождаемых этими противоречиями, и являются воспитательные системы как декларируемые, так и реально существующие. Они становятся объектом пристального внимания ученых и практиков.

Любая воспитательная система является единством не только общего и особенного, но и единичного - того специфического, что свойственно конкретному учреждению с данным составом педагогов и учащихся. окружающей его средой. Существует множество путей развития воспитательной системы. Это определяется ее внутренними свойствами.

Моделируя воспитательную систему, закладывая в неё разнообразие элементов, их связей, альтернативные пути ее развития, важно выбрать главное: что будет определять ее лицо, что послужит в дальнейшем основанием для самоорганизации системы. Таким главным для воспитательной системы должна стать концепция как совокупность основных педагогических идей, положенных в основу системы, и целей, во имя которых она создается [3,18,23].

Основная заслуга в создании теории воспитательных систем принадлежит академику Л.И. Новиковой и ее коллегам В.А. Караковскому, Н.Л. Селивановой. На сегодняшний день в теории и практике воспитательных систем можно говорить и о других научно-практических результатах.

Воспитательная система школы - широко известное в педагогической среде явлении. Теория воспитательных систем проработана довольно глубоко и тщательно для школьных образовательных учреждений [19].

Цель:

изучить теоретические основы построения и моделирования воспитательной системы школы.

Задачи:

1) Изучить научно-методическую литературу по проблеме развития воспитательных систем образовательных учреждений.

2) Выявить особенности основных компонентов системы воспитания и развития воспитательной системы школы.

3) Изучить методику и технологию создания воспитательной системы школы.

4) Изучить методику разработки концепции воспитательной системы.

Объект:

воспитательные системы и их развитие.

Предмет:

технология создания воспитательной системы, разработка её концепции.

Новые статьи:

Воспитание сложных детей
Приступая к своей работе в классе, воспитатель должен решить две основные задачи: 1.Ответить на вопрос: «Кого мы хотим воспитать?» и лишь после этого ответить на другой вопрос: 2. «Как надо осуществлять воспитание?» Чтобы ответить на первый вопрос, необходимо совершенно ясно знать объективные и суб ...

Проблема соотношения изучения социального опыта и формирования собственного опыта учащихся в различных видах деятельности
Уже достаточно давно сформировался взгляд на содержание образования как на социальный опыт, включающий знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, нравственные и другие социальные ценности. Принято считать, что этот опыт представлен в содержании учебных предметов. Но содержание школьного ...

Анализ литературы содержания дидактических игр по формированию словаря детей раннего возраста
В книге Бондаренко А.К., рассказаны основные функции, основные виды и структура дидактических игр; показана возможность использования дидактической игры в различных её функциях. В книгу включены разные виды дидактических игр. Они сгруппированы с учётом возрастных особенностей и закономерностей разв ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru