Актуальные вопросы обучения в современной педагогической психологии

Новое образование » Актуальные вопросы обучения в современной педагогической психологии

Страница 2

Несмотря на большую актуальность, психология обучения изучается мало. Анализ авторефератов защищенных кандидатских и докторских диссертаций в 2008-2009 гг. показал, что из 121 работы в последние два года по специальности 19.00.07. (педагогическая психология) обучению как предмету исследования было посвящено только две работы.

Продолжают быть актуальными такие вопросы:

каково соотношение между процессами обучения и формированием личности?

как влияют физиологические процессы, например, асимметрия больших полушарий головного мозга на темп и динамику обучения и др.?

как, в контексте какой концепции, с учетом каких факторов должен конструироваться учебный процесс?

каковы поля знаний и пространство образования, где становится востребованным все то, что получено в школе?

какова перспектива получения и продолжения образования «через всю жизнь» конкретным учащимся на основе познавательных структур, сформированных в школе, как повысить мотивацию такого образования?

какова психология обучения с позиций последних психологических исследований, ведь книга перестает быть источником знаний?

каким должно быть обучение, чтобы обе стороны - и учение, и преподавание выступали в единстве?

каким должно быть научение, чтобы стимулировать учебную деятельность, а в преподавании использовать его аспекты?

какова учебная деятельность учащегося при компетентност- ном или акмеологическом подходах на основе его обучаемости ?

какова психология ученика в различных формах организации обучения (зачетах, экзаменах, лекциях, семинарских занятиях, учебных вечерах, экскурсиях и пр.; психологические закономерности оценки учащегося - их типов, индивидных характеристик и др., при интернет-тестировании)?

психические особенности обучения «нестандартных учащихся», в числе которых одаренные.

Наконец, можно ли ожидать, что появятся отечественные экспериментальные методы, позволяющие не только диагностировать наличный уровень знаний, умений и навыков учащихся, но и воз - можности с их помощью обучать по-новому? Было бы неплохо снабдить практиков пакетом методик для исследования разных когнитивных структур на протяжении всего обучения в образовательной школе. Более всего это касается технологий обучения.

Можно продолжать перечень неисследованных вопросов в раз - личных областях обучения, однако и названных достаточно, чтобы убедиться в том, что психология обучения ждет своих авторов. Иначе пострадает практика, прежде всего ученик, которого необходимо обучать на основе его индивидуально-психологических особенностей и обучаемости. Думается, в настоящее время стратификация общества изменила контингент школьников. Однако неизменными остались идеи соотношения развития и обучения. Существуют ли пределы для умственного развития и обучения? Ответить однозначно на этот вопрос сложно. Следует обратиться к исследованиям Выготского Л.С., Давыдова В.В., Эльконина Д.Б., идеи которых о соотношении обучения и развития актуальны и сегодня.

Развитие - это процесс изменения психических функций и личности в целом под влиянием взаимодействия с другими людьми и при овладении ведущей деятельностью. Ученик овладевает действительностью посредством учителя и других взрослых. Развитие может меняться в результате различных условий жизнедеятельно сти, общения, режима, питания и пр.

Развитию соответствуют биологические индикаторы того, что изменилось в личности обучаемого, переходит ли он на другую ступень развития и начинает ли выполнять элементы новой для него деятельности. К примеру, к семи годам совершается скачок в развитии лобных долей больших полушарий головного мозга. Они выполняют функцию планирования и организации временной последова - тельности действий и мыслей. Согласно Л.С. Выготскому, развитие речи приводит к развитию вербального мышления, что знаменует переход к новому этапу - среднему школьному возрасту. В этот период благодаря обучению увеличивается объем памяти и эффективность ее использования. Учащиеся начинают понимать сильные и слабые стороны своей памяти, в результате чего сознательно повторяют учебный материал. Такое представление о собственных возможностях, которые появляются в обучении, называют метапознанием.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Особенности нарушений письма у младших школьников при билингвизме
По мнению Гончаровой В.А. проблема нарушений письменной речи является одной из наиболее актуальных на современном этапе развития логопедии, что обусловлено значительной распространенностью этой речевой патологии, тенденцией к увеличению числа детей, страдающих дисграфиями, дислексиями, значительным ...

Становления музыкальности на разных возрастных этапах дошкольного детства
От чего зависит музыкальность человека? Подчеркнем мысль Б. М. Теплова о том, что музыкальность человека «зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения» (38). Это подтверждают и другие исследователи. Например, К. В. Тарасова пишет ...

Психолого-педагогические особенности обогащения лексического запаса младших школьников
После того как ребенку исполняется годик, он пытается произносить первые в его жизни слова. Обычно дети начинают говорить в 12-15 месяцев. Это, конечно, не означает, что все у малыша получается четко и складно. Более трудные слова он пока еще не может выговаривать. Однако даже по отдельным, неправи ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru