Актуальные вопросы обучения в современной педагогической психологии

Новое образование » Актуальные вопросы обучения в современной педагогической психологии

Страница 2

Несмотря на большую актуальность, психология обучения изучается мало. Анализ авторефератов защищенных кандидатских и докторских диссертаций в 2008-2009 гг. показал, что из 121 работы в последние два года по специальности 19.00.07. (педагогическая психология) обучению как предмету исследования было посвящено только две работы.

Продолжают быть актуальными такие вопросы:

каково соотношение между процессами обучения и формированием личности?

как влияют физиологические процессы, например, асимметрия больших полушарий головного мозга на темп и динамику обучения и др.?

как, в контексте какой концепции, с учетом каких факторов должен конструироваться учебный процесс?

каковы поля знаний и пространство образования, где становится востребованным все то, что получено в школе?

какова перспектива получения и продолжения образования «через всю жизнь» конкретным учащимся на основе познавательных структур, сформированных в школе, как повысить мотивацию такого образования?

какова психология обучения с позиций последних психологических исследований, ведь книга перестает быть источником знаний?

каким должно быть обучение, чтобы обе стороны - и учение, и преподавание выступали в единстве?

каким должно быть научение, чтобы стимулировать учебную деятельность, а в преподавании использовать его аспекты?

какова учебная деятельность учащегося при компетентност- ном или акмеологическом подходах на основе его обучаемости ?

какова психология ученика в различных формах организации обучения (зачетах, экзаменах, лекциях, семинарских занятиях, учебных вечерах, экскурсиях и пр.; психологические закономерности оценки учащегося - их типов, индивидных характеристик и др., при интернет-тестировании)?

психические особенности обучения «нестандартных учащихся», в числе которых одаренные.

Наконец, можно ли ожидать, что появятся отечественные экспериментальные методы, позволяющие не только диагностировать наличный уровень знаний, умений и навыков учащихся, но и воз - можности с их помощью обучать по-новому? Было бы неплохо снабдить практиков пакетом методик для исследования разных когнитивных структур на протяжении всего обучения в образовательной школе. Более всего это касается технологий обучения.

Можно продолжать перечень неисследованных вопросов в раз - личных областях обучения, однако и названных достаточно, чтобы убедиться в том, что психология обучения ждет своих авторов. Иначе пострадает практика, прежде всего ученик, которого необходимо обучать на основе его индивидуально-психологических особенностей и обучаемости. Думается, в настоящее время стратификация общества изменила контингент школьников. Однако неизменными остались идеи соотношения развития и обучения. Существуют ли пределы для умственного развития и обучения? Ответить однозначно на этот вопрос сложно. Следует обратиться к исследованиям Выготского Л.С., Давыдова В.В., Эльконина Д.Б., идеи которых о соотношении обучения и развития актуальны и сегодня.

Развитие - это процесс изменения психических функций и личности в целом под влиянием взаимодействия с другими людьми и при овладении ведущей деятельностью. Ученик овладевает действительностью посредством учителя и других взрослых. Развитие может меняться в результате различных условий жизнедеятельно сти, общения, режима, питания и пр.

Развитию соответствуют биологические индикаторы того, что изменилось в личности обучаемого, переходит ли он на другую ступень развития и начинает ли выполнять элементы новой для него деятельности. К примеру, к семи годам совершается скачок в развитии лобных долей больших полушарий головного мозга. Они выполняют функцию планирования и организации временной последова - тельности действий и мыслей. Согласно Л.С. Выготскому, развитие речи приводит к развитию вербального мышления, что знаменует переход к новому этапу - среднему школьному возрасту. В этот период благодаря обучению увеличивается объем памяти и эффективность ее использования. Учащиеся начинают понимать сильные и слабые стороны своей памяти, в результате чего сознательно повторяют учебный материал. Такое представление о собственных возможностях, которые появляются в обучении, называют метапознанием.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Понятие «натуральное число», свойства натуральных чисел
Число является одним из основных понятий математики. Понятие числа развивалось в тесной связи с изучением величин; эта связь сохраняется и теперь. Во всех разделах современной математики приходится рассматривать разные величины и пользоваться числами Существует большое количество определений поняти ...

Сущность, структура и виды самостоятельной работы
Известно, что основная цель самостоятельной деятельности на уроках - научить школьников мыслить, анализировать, обобщать и усваивать учебный материал. Самостоятельная деятельность формируется различными средствами, из которых наиболее распространенным является самостоятельная работа. Многие ученые, ...

Психологические условия формирования свойств личности
При каких психологических условиях формирование свойств личности будет наиболее успешным? · Воспитательное воздействие на эмоциональную сферу должно затрагивать всю личность, весь субъективный мир человека Искусство воспитателя состоит в том, чтобы установить связь между тем, что мы хотим сформиров ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru