Порой мы не помним автора стихотворных строк, но сами они долго живут в нашей памяти, например:
Красный свет зажёгся – стой!
Путь закрыт перед тобой.
Жёлтый свет зажёгся – жди!
На зелёный свет – иди!
Стихотворные тексты легко запоминать и взрослым, и детям. Они помогают привлечь внимание, организовы-вать дисциплинировать детей. Не надо постоянно напоминать: вытирайте ноги при входе в помещение. Подходите к коврику, произнося первую строку: Видишь коврик у порога?
и дети дружно продолжат:
Он постелен не спроста:
Вытирай почище ноги -
Будет в доме чистота!
И пойдут по коврику ритмично, с удовольствием вытирая ноги. Получается, что дети сами, без принуждения вспоминают текст и машинально сопровождают его нужными движениями. А когда ребёнок действует не по принуждению, самостоятельно, то результат получается лучше.
Кто же из детей не любит баловаться! Можно соединить баловство с серьёзным делом, например с умыванием
Кран, откройся! Нос, умойся!
Мойтесь сразу, оба глаза!
Мойтесь, уши, мойся, шейка…
Шейка, мойся хорошенько!
Мойся, мойся, умывайся!
Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!
Попробуем прожить один день в детском саду со стихами, потешками, приговорками, считалками – день в рифму.
Утро. Ситуация: мальчик плачет, не хочет расставаться с мамой. Воспитатель подходит и ласково говорит:
Митенька, Дмитрий, слёзыньки вытри.
Расти большой, не будь лапшой!
Э.Котляр.
И вот он уже улыбнулся сквозь слёзы и идёт в группу.
Ситуация: девочка идёт в группу и прячется за маму. Опять выручает Эмиль Котляр:
Наша – то Наташа – то, совсем не то, что ваша – то.
Ваша – то – крикунья, наша – то – певунья.
Наша рукодельница, а у вас бездельница.
Наташа от удивленья широко раскрыв глаза, не ожидая такого подвоха, про слёзы забыла. Ну вот, вроде все собрались, пора завтракать, но сначала надо умыться. Заходим в умывальню и хором просим:
Водичка, водичка! Умой наше личико,
Чтобы глазки блестели, чтобы щёчки горели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!
Завтрак. Многие дети унылым взглядом окидывают кашу. Надо их подтолкнуть к действиям. „ Дети, вы знаете, кто нам сегодня кашу варил? Повар . А вот и нет! Это сорока! ” Удивлённые глаза, смеющиеся глаза, не понимающие глаза… „А ну-ка приготовили ладошку и пальчик”. И большинство сразу с воспитателем начинают потешку, а остальные потом присоединяются:
Сорока, сорока! Где была? Далёко.
Кашу варила, деток кормила,
На пороге скакала, всех угощала:
Ванечке дала, Танечке дала… перечисление детей .
Не обижайте сорочьего труда
Кашу до донышка съедайте всегда!
Ну, кто же обидит труженицу – сороку?!
Занятия. Тут стихотворные загадки, стихи, песенки, потешки – всё идёт в ход. Например: рисование можно начать с такого стихотворения:
Речка красная, речка синяя, и зелёная, и красивая…
Может, радуга опустилась, разноцветной рекой
притворилась?
Но всмотрелись ребятишки, рассмеялись
девчонки, мальчишки:
Это краски рекой побежали, для того чтобы все
рисовали!
Т.Хитрова .
Занятие по конструированию. Надо построить дом. Пожалуйста!
Мы строим дом, мы строим дом.
Смотрите: стены, окна, крыша…
Мы строим дом, мы строим дом.
Метод примера и его роль в формировании, воспитании личности
До определенного времени в истории педагогики отношение и к понятию, и к определению понятия "метод" было таким же, как и к любому другому понятию. Исходное определение этого понятия можно обозначить как "переводное". Слово "метод" греческого происхождения, а потому, о ...
Упорядочивание внеурочного времени
Видовое разнообразие творческих объединений велико: это кружки, секции, клубы, студии, лаборатории, мастерские, научные общества учащихся, экспедиции. Многогранна и профильная направленность. Связано это прежде всего с тем, что в отличие от факультативов творческие объединения предназначены выполня ...
Пьезоэлектрические свойства полимеров
Пьезоэлектричеством называется генерирование диэлектриками электрических зарядов при их механической деформации (нагружении) или механическая деформация диэлектриков при приложении внешнего электрического поля. Использование полимеров в качестве пьезоэлектриков в настоящее время широко распростране ...