Общая характеристика существующих методов обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью

Новое образование » Коррекционно-развивающая работа на логопедических занятиях с умственно отсталыми учащимися » Общая характеристика существующих методов обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью

Страница 7

Для развития у детей с умеренной умственной отсталостью осмыслённого восприятия отдельных слов и речевых оборотов в ходе осуществления вышеназванных видов деятельности взрослым вводились и отрабатывались различные модели высказываний. В основе данной работы лежит приём создания ритуалов (ритуализацией), который заключается в многократном воспроизведении логопедом ряда речевых высказываний в повторяющихся ситуациях асимметричного взаимодействия. На начальных этапах методикой экспериментального обучения предусматривалось введение в коммуникативную ситуацию простых с точки зрения синтаксической организации и содержания моделей высказываний («Упало», «Бух !», «Что это ?», «Кто это ?», «Нету», «Темно», «Вкусно», «Привет !» и другие), составляющих семантическое «ядро» представленной ситуации. При последующем взаимодействии на основе семиотико-ситуативного анализа вычленялись дополнительные элементы ситуации, усложнялась структурно-семантическая схема высказываний («В коробке пусто», «Кубик упал», «Кто пришёл?», «Горячий чай», «На улице темно» и другие). В ходе занятий было замечено, что большинство детей с умеренной умственной отсталостью с успехом имитировали высказывания, которые предлагались собеседником.

Эффективным для усвоения детьми правил коммуникативного поведения в диалоге, овладения умением выражать коммуникативные интенции стало использование «формального» диалога в ходе занятия. Логопед с помощью вербальных и невербальных средств обозначал правила формального диалога, для которого характерно формулирование высказываний одним лицом (в данном случае взрослым), поддержание визуального контакта с коммуникативным партнёром (ребёнком), сохранение паузы продолжительностью не менее трёх секунд после произнесения каждой реплики, использование выразительных средств (интонации, логического ударения и другие):

-Мы кормили Аню? Да… Хочешь эту игрушку? Да? На… Будем рисовать? Да… Дать тебе чашку? Да? На! и тому подобное.

Все дети с удовольствием включались в такой «диалог», на протяжении которого взрослый «разговаривал» с ними и «понимал» их. При постоянной и интенсивной работе формальный диалог постепенно становился реальным, действительным диалогом двух субъектов.

С переходом к последующему – второму – этапу коррекционно-логопедической работы в структуре описываемого направления происходило усложнение взаимодействия в диалоге «взрослый – ребёнок с умеренной умственной отсталостью», связанное с формированием у детей умений самостоятельно инициировать диалог, продолжить начавшееся общение с использованием адекватных лексических, грамматических средств выражения различных коммуникативных интенций.

В процессе организации совместной деятельности логопеда и учащегося с умеренной умственной отсталостью мы основывались на положении в области психологии о значимости «проблематизации» как условия становления эффективного взаимодействия (7). Учитывая, с одной стороны, важность осознания и принятия ребёнком проблемы, то есть осмысления задачи предметно-практической, игровой деятельности, направленности на получение конечного результата, и, с другой стороны, недостаточность мотивационной основы деятельности у детей с умеренной умственной отсталостью, мы стремились к подчинению всех совершаемых действий игровой цели. Эффективным с этой точки зрения стало использование метода «сюжетного» рисования (конструирования, аппликации). Рисование, аппликация, конструирование, являясь составной частью игры ребёнка с умеренной умственной отсталостью, выступали как способ достижения игровой цели, а сам процесс осуществления действий, используемые материалы – как средство получения конечного результата (материального продукта деятельности). В такой образовательной ситуации на достаточном эмоциональном фоне складываются благоприятные условия для лексического, синтаксического развития. Это связано с тем, что расширение и актуализация словаря, усвоение синтаксических моделей высказываний происходят в связи с потребностями другой, неречевой, деятельности.

Важным фактором организации взаимодействия в системе «педагог – ребёнок с умеренной умственной отсталостью» на данном этапе стало введение в ситуацию совместной деятельности дополнительных коммуникантов – кукол, мягких игрушек (животных), кукол-бибабо. Использование данного приёма было ориентировано на решение следующих задач:

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Новые статьи:

Результаты проведения исследования
Итоговые результаты первого исследования представлены в таблице 1 в виде процентного выражения количеств правильных ответов (по двум годам). Таблица 1 Годы Группы 1 2 2008/2009 20,2 19,6 2009/2010 17,7 16,6 Как видно из приведенной таблицы, за два года, прошедших с начала эксперимента, уровень разв ...

Примерные требования к программам элективных курсов
В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования России от 18.07.02 № 2783, обозначены цели перехода к профильному обучению, среди которых можно выделить цель создания условий для существенной дифференциации содержания обучения с ...

Онтогенез развития связной речи в дошкольном возрасте с нормальным речевым развитием
Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах Ушинским К.Д., Тихеевой Е.И., Коротковой Э.П., Бородич А.М., Усовой А.П., Соловьевой О.И. и другими. "Связная речь, - подчеркивал Сохин Ф.А., - это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными сл ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru