Общая характеристика существующих методов обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью

Новое образование » Коррекционно-развивающая работа на логопедических занятиях с умственно отсталыми учащимися » Общая характеристика существующих методов обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью

Страница 2

Для образовательного процесса весьма значительна Оценивающая функция собственной личности, можно также говорить об автономии (49, с.205).

Под образованием понимают как сам процесс, так и его результат, посредством которого человек привносит в мир с его разнообразными природными, культурными и социальными ценностями свой образ мира, свою позицию, своё направление мыслей и одновременно самого себя или свою собственную действительность.

Это, по сути, процесс непрерывной оценки воспринимаего во внешнем или во внутреннем мире. Посредством такой оценки придаётся многообразный смысл всему, что встречается, и этот различающийся смысл включается в более широкие взаимосвязи как в конкретной жизненной ситуации, так и в социальной и культурной действительности. Благодаря образованию собственная личность, собственная реальность становятся понятными и определяемыми и одновременно мир получает осмысление, оценку – создаётся его образ. Необходимые для этого категории приобретаются через образование.

В этом общем смысле образование означает общую образованность. Она, в частности, находит выражение в «отличительных чертах» личности, или «особенностях характера» (интересах, манерах, нормативных отношениях, взглядах и так далее) и связана с этикой дающего опору окружающего мира, на основании индивидуальных и социокультурных условий учебного процесса, общая образованность имеет различные степени выражения. Приобретается образование только тогда, когда под благотворным влиянием извне (образовательная помощь) развивается восприимчивость к нему как способность и интерес встретится с переживаемым миром, упорядочиваясь и совершенствуясь духовно. Сам термин «образование» и сущность этого процесса во многих исследованиях трактуются неоднозначно. Но наиболее полное определение понятию «образование» дал В.С.Леднев, в котором показал и структуру этого понятия: «Образование-это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане биосоциальный процесс становления личности. В этом процессе, характеризующемся содержанием, формами, выделяются три основных структурных аспекта: познавательный, обеспечивающий усвоение опыта личностью; воспитание типологических свойств личности, а также физическое и умственное развитие. Ведущей деятельностью в образовании является учебная».(6)Таким образом, образование включает в себе три основные части: обучение, воспитание и развитие. Обучение непосредственно направлено на усвоение учащимися опыта, а воспитание и развитие осуществляются опосредованно. Все три процесса - воспитание, обучение и развитие – выступают едино, органично связаны друг с другом, и выделять, разграничивать их практически невозможно, да и нецелесообразно в условиях динамики срабатывания системы.Во многих работах по дефектологии и специальной педагогике, коррекцию, как правило, связывают чаще всего с развитием ребенка. Это обоснованно, поскольку она нацелена на исправление вторичных отклонений в развитии аномальных детей. Но когда говорят о коррекционно-педагогической работе, то она не может вычлениться из триединой схемы образования: обучение, воспитание, развитие.

Образование умственно отсталого человека происходит на менее дифференцированном уровне с меньшими интеллектуальными (материальными) притязаниями, но, рассматриваемое аксиоматически, формально включает в себя все существующие человеческие измерения: будучи образованным, человек с умственной отсталостью может переживать свою действительность как категориально упорядоченную в себе и осмыслённую, но в то же время как встроенную в соответствующий мир объектов и целей.

Образование, по существу, является собственным достижением отдельного человека, который из множества образовательных возможностей выбирает подходящее для себя. Итак, образование понимается не в старом привилегированном смысле стандартизированных канонов определённого «образовательного слоя», который для всех устанавливает одинаковые критерии. Мерой в гораздо большей степени становится развитая из собственного потенциала человечность и автономия.

Возникает вопрос, нужно ли для характеристики «степени образованности», которой могут достичь умственно отсталые люди, применять своё обозначение. Изначально речь шла о «жизненно-практическом образовании» в отличие от идущего дальше (интеллектуально-теоретического) уровня образования. Мы не считаем необходимым вводить особые обозначения уровня образования как специфического для умственно отсталого человека. Это послужило бы лишь тому, чтобы слишком подчеркнуть непохожесть. Достаточно просто говорить об образовании этих людей. Оно представляет собой длящийся на протяжении всей жизни процесс, в котором подлежащая осуществлению человечность снова и снова должна определяться как образование личности в социальном контексте.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Методические возможности ИКТ в образовательном процессе дошкольников. Использование ИКТ в дошкольном образовании
Использование ИКТ в дошкольном образовании позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использов ...

Методика коррекции нарушений грамматического строя речи
На данном этапе работы главная задача заключается в преодолении и предупреждении ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений. В процессе этой работы обращается внимание на изменение существительного по числам, падежам, на употребление ...

Характеристика других видов игровой деятельности дошкольника: строительные, подвижные, дидактические игры
Игровая деятельность детей не исчерпывается только сюжетно-ролевыми играми, хотя они наиболее характерны для дошкольника. Разновидностью сюжетно-ролевой игры являются строительные игры и игры-драматизации. Эту группу игр иногда называют творческими. В них дети не просто копируют те или иные стороны ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru