А.М.К.Мюллер в своём критическом разборе «определённых отношений в педагогике», обусловливающих «катастрофу образования», видит важнейшую задачу воспитания в «достижении целого, которое в диалектическом изменении проявляется между открытым и определённым, предусмотренным опытом», при охвате всей цельности жизни. Для человека с нарушенным умственным развитием особенно опасна любая односторонность воспитательного подхода. Его нельзя рассматривать только с точки зрения занятости, успеха и рентабельности и оказывать ему помощь в развитие только через объективированные учебные процессы.
Действительность у детей и подростков с тяжёлой умственной отсталостью не поддаётся далеко идущему объективированию. Их воспитание может быть адекватным лишь в том случае, если оно позволяет им быть такими, какие они есть.
Воспитание базируется на социальной деятельности как дидактическом приёме, педагогическом сдерживании (P. Moor) и вовлечённости. Эти аспекты дополняют друг друга. Так, воспитание как планируемое действие означает создание для ребёнка в структурированной жизненной ситуации возможности активно постигать самого себя и окружающий мир, одновременно изменяясь. Однако оно также означает повседневное обретение опыта и его применение. Воспитание умственно отсталых детей при этом имеет задачу создать адекватные учебные возможности для активного накопления опыта и помочь им в его оценке и применении. Главный дидактический акцент направлен на инициирование деятельного обучения, благодаря чему происходит конструктивное освоение действительности, которая становится объектом собственной деятельности и мышления.
В то же время воспитание как имплицитный жизненный процесс происходит не по плану, не под контролем, неопределённо растягиваясь в широком временном отрезке; и осуществляется оно благодаря ему вдумчивому контролю своих интенций. Дидактическое «делание» личности отступает на второй план перед дозволением созерцать, удивляться, играть и радоваться жизни (49, с.205-210).
Методы формирования вербальных средств общения у детей с умеренной умственной отсталостью в ситуации делового взаимодействия.
В концепции единого образовательного пространства одной из важных проблем является учёт особых образовательных возможностей и потребностей детей с умеренной умственной отсталостью в различных организационных формах их воспитания и обучения. Наше исследование обращено к решению проблемы совершенствования логопедической работы по формированию вербальных средств общения у школьников с умеренной умственной отсталостью. В соответствии с научно-теоретическими подходами к организации коррекционно-педагогического процесса формирование с данной формой психического дизонтогенеза было направлено на обеспечение целостности познавательного, речевого, коммуникативного, эмоционально-личностного развития.
Содержательным компонентом методики логопедической работы, характеризующим логику её построения, стало выделение ряда направлений и этапов коррекционно-логопедического воздействия, отражающих последовательное усложнение и расширение содержания и средств коммуникативной деятельности. В структуре обучающего эксперимента было выделено три направления, предполагающие развитие у школьников вербальных средств общения в условиях ситуативно-делового, внеситуативно-познавательного и внеситуативно-личнотного общения. Мы учитывали положение о поэтапном усложнении диалогического взаимодействия, развитии коммуникативных интенций и средств их языкового выражения у детей с умеренной умственной отсталостью в рамках названных видах общения, основанных на потребности ребёнка в практическом сотрудничестве, получении и актуализации познавательных впечатлений, выражении личностных оценок и сопереживании. Усложнение и расширение содержания и средств общения с переходом на новый этап экспериментального обучения связано с повышением самостоятельности ребёнка при определении собственного коммуникативного поведения, выбора тактик ведения диалога, языковых средств выражения интенций; с расширением круга общения, овладением навыками употребления вербальных средств общения в ситуациях симметричного взаимодействия; разрешением конфликтных, проблемных ситуаций с помощью адекватных средств коммуникативной деятельности.
Информационные ресурсы общества
Человечество развивается благодаря генерированию информации. Нет необходимости доказывать, что для человека информация такой же энергетический продукт, как и пища. Чтобы быть хозяином положения в своей сфере, избранной области знаний или бизнеса, необходимо быть в курсе научно-технических событий, ...
Проблема соотношения инвариантного и вариативного компонентов школьного
образования
Речь о том, какие цели школьного образования могут быть достигнуты на базе общего для всех учащихся содержания образования, а какие цели возможно реализовать на различном для разных учащихся содержании образования. Например, «научить учиться» можно на материале разных предметов, для этого не обязат ...
Особенности психического развития дошкольников подготовительной группы
Согласно «Программы воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой подготовительную группу детского сада посещают дети старшего дошкольного возраста. По концепции детства Д.Б. Эльконина детям этого возраста характерны потеря непосредственности и ...