Коррекционно-развивающая работа на логопедических занятиях с умственно отсталыми учащимися

Новое образование » Коррекционно-развивающая работа на логопедических занятиях с умственно отсталыми учащимися

Гуманистические тенденции в образовании предполагают включение в процесс образования лиц с умеренно выраженной умственной отсталостью.Педагогическая ситуация в отечественном коррекционном образовании в последнее десятилетие складывается таким образом, что перед педагогами - практиками встает необходимость разработки адекватных путей воздействия на личность детей, ранее не обучавшихся в специальных коррекционных учреждениях.Психолого-педагогические особенности детей с достаточно выраженной степенью интеллектуального дефекта изучаются различными авторами на протяжении достаточно длительного времени. Но до сих пор в теории и практике специального образования не ставилась задача систематического обучения данной категории детей. Научно-теоретическим обоснованием такого обучения является теория социальной обусловленности (теория структуры дефекта), выдвинутая отечественным психологом Л.С.Выготским. Возможности влияния логопедии и логопедагогики на личность, на выработку социально значимых и социально «адекватных» навыков велики. Удовлетворительный уровень сформированности речи у детей с умеренной степенью умственной отсталости обеспечивает умственное развитие детей, способствует выработке целенаправленного поведения, формированию адекватной самооценки и критичности поведения. В ходе коррекционно-логопедической работы накапливаются и изменяются состояния и свойства личности по мере того, как происходит усвоение ею социального опыта; происходит содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных; развиваются умственная, физическая, нравственная саморегуляция, эмоциональная сфера, речь и коммуникативные способности, способности организовывать и регулировать свою деятельность, навыки социально – трудовой ориентировки. Необходимо констатировать тот факт, что логопедическая работа с умственно отсталыми детьми является необходимым и органическим звеном в системе целостного коррекционно-развивающего воздействия.Таким образом, в педагогической теории и практике возникает проблема исследования особенностей, возможностей и педагогических условий формирования у учащихся с умеренной умственной отсталостью вспомогательной школы высших психических функций посредством коррекционно-развивающего обучения на логопедических занятиях.

Актуальность и выявленная проблема определили тему исследования «Коррекционно-развивающая работа на логопедических занятиях с умственно отсталыми учащимися». Коррекционно-развивающая работа в исследовании определяется как система специального обучения и воспитания учащихся начальных классов с умеренной умственной отсталостью.

Исходя из этого, целью научно-исследовательской работы является обобщение существующего опыта коррекционно-развивающей логопедической работы с учащимися начальных классов с умеренной умственной отсталостью и выявление наиболее оптимальных методов логопедического воздействия.Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно важные навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, легко общаться, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.Чтобы правильно определить содержание коррекционно-развивающей работы во вспомогательной школе, необходимо увязать коррекцию и развитие со всеми основными компонентами системы образования и только после этого рассматривать внутренние структуры подсистемы и их содержательно-педагогическую роль.

Объектом исследования является процесс коррекционно-развивающей работы с учащимися начальных классов с умеренной умственной отсталостью.

Предмет исследования – это коррекционно-развивающая работа на логопедических занятиях с учащимися с умеренной умственной отсталостью.

Гипотеза исследования заключается в том, что планирование и осуществление коррекционно-логопедической работы с детьми, страдающими умеренной умственной отсталостью, 1) должно осуществляться с учетом психолого-педагогических особенностей детей; 2) должно быть направлено на решение общей задачи формирования коммуникативно значимых навыков и общего умственного развития. Доказательство этой гипотезы возможно только в том случае, если будет решен ряд задач.

Задачи исследования:

1) Выявить особенности речевого развития детей с умеренной умственной отсталостью;

2) Определить характер нарушений речевого и коммуникативного развития;

3) Обобщить существующий практический опыт коррекционно-логопедической работы с умственно отсталыми учащимися.

4) Выявить наиболее оптимальные (адекватные) пути коррекционного воздействия.

Структура работы. Дипломный проект состоит из введения, двух глав, включающих по три параграфа, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложений.

Новые статьи:

Методы и приемы рейтинговых оценок
Теоретические и методологические корни оценки лежат в науке аксиологии (теории ценностей). Оставляя за рамками данной работы методологический анализ оценочного подхода остановимся на методической схеме рейтинговой оценки. Она базируется на содержании процесса оценивания, и ее основными элементами в ...

Сущность и особенности восприятия музыки
Музыка глубоко и многообразно воздействует на чувства, мысли и волю людей, благотворно сказывается на их созидательном труде и опыте, участвует в формировании личности. Восприятие является таким же необходимым внутренним двигателем самого существования, исторического развития и социально-значимого ...

Понятие аграмматической формы дисграфии
У детей дисграфия часто бывает связана с различными нарушениями речи: дислалией, дизартрией, алалией – и выражается в особых трудностях овладения письменной речью. В тяжелых случаях овладение грамотой происходит медленно, с большими затруднениями и требует длительной специальной помощи. Письменная ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru