Практика работы во вспомогательной школе показывает, что наилучшие показатели в развитии речевой коммуникации учащихся отмечаются у логопедов (учителей), чей педагогический стиль общения можно охарактеризовать как «общение дружеского расположения» или «общение совместной увлечённости» (Т. А. Ладыженская), где характер общения педагога с учащимися отражён уже в наименованиях стиля общения.
Одним из основных качеств речи логопеда должна быть уместность, коммуникативная целесообразность, которая предполагает умение учитывать ситуацию общения и выбирать оптимальные для конкретных задач и обстоятельств вербальные и невербальные средства общения. Участие логопеда в беседе должно быть непринуждённым, вопросы и реплики логически связанными с реальным ходом беседы, а не с запланированной моделью.
Не менее важно, каким голосом произносятся логопедом высказывания, какой мимикой и жестами они сопровождаются. Так, в ситуации сообщения нового материала наиболее адекватен заинтересованный тон, различные способы привлечения внимания, в ситуации опроса – чёткая постановка вопросов, доброжелательный тон. Спектр интонацией в речи педагога не может быть беден и однообразен. Моделирование на логопедических занятиях различных игровых и учебных ситуаций диктует необходимость использования и интригующего, и заговорщического, и доверительного, и делового, и шутливого и многих других разновидностей тона голоса логопеда.
Комфортность общения на логопедическом занятии в большой степени зависит и от того, как логопед реагирует на ошибки детей. Исправление ошибок в процессе организованного диалога нарушает коммуникацию, кроме того, вообще не сочетается с существующими этикетными нормами не прерывать собеседника. Устные ответы школьников с умеренной умственной отсталостью должны быть в первую очередь направлены на установление взаимопонимания с окружающими (то есть на занятии – с логопедом и одноклассниками) и не могут являться постоянным объектом контроля со стороны логопеда (17, с.47-50).
Отношение преподавателей к рейтинговой оценке
Не смотря на то, что наибольший резонанс в ТюмГУ вызывает рейтинговая оценка деятельности преподавателей, все же сама система менеджмента качества, формируемая в ТюмГУ предполагает наличие не только рейтинговой оценки деятельности преподавателей, но и рейтинг структурного подразделения (кафедры, фа ...
Суть метода Video-English
Простой факт: ученик никогда не научится понимать английскую речь, если не будет упорно тренироваться. Ему нужно слушать, как говорят носители языка, и ему нужно учиться их понимать. Если он мечтает владеть английским языком, как своим родным, выбора у него просто нет. Метод Video-English основан и ...
Общие функции организаторской деятельности
Общие функции организаторской деятельности, выделенные Л.И. Уманским, специфически проявляются и в деятельности педагога. Первое место среди них занимает функция групповой интеграции, формирования межличностного внутреннего единства. Результатом осуществления этой функции являются установившиеся вз ...