Отметим, что за период обучения положительная динамика была отмечена практически у всех участвовавших в эксперименте детей. Общие тенденции проявились в повышении речевой активности, расширении репертуара коммуникативных интенций, овладении адекватными языковыми средствами их выражения, усвоении навыков организации диалогического взаимодействия с различными категориями партнёров (взрослым и сверстником) (23, с.24-33).
В данной научно-исследовательской работе обучение русской речи учащихся с интеллектуальными нарушениями рассматривается с позиций коммуникативного подхода, как наиболее эффективного и социально ориентированного.
В настоящее время в специальной методике русского языка основой коммуникативного подхода считается система работы учителя на уроках русского языка и логопеда на его занятиях, в которой сочетаются языковые и речевые упражнения с преимуществом последних (А.К.Аксенова, В.В.Воронкова, С.Ю. Ильина, Э.В.Якубовская). В этой связи, знакомство с грамматической и орфографической теорией носит прикладной характер, получение учащимися знаний и умений является средством для организации их речевой деятельности в существующих языковых нормах. Названная концепция подкреплена серией учебных пособий по русскому языку и чтению (учебники, методические рекомендации, рабочие тетради).
Коммуникативность рассматривается как более широкое явление в школьной практике, как последовательную коммуникативную организацию учебного процесса. Она подчиняет себе все стороны обучения: соотношения знаний с умениями и навыками, выбор приёмов обучения, предметное содержание уроков развития речи, формы организации деятельности учащихся на этих уроках и несколько других аспектов.
Речь каждого человека индивидуальна и выражает его отношение к среде. Среда оказывает существенное влияние на речевую индивидуальность. Люди, имеющие неодинаковый социальный статус, воспитанные в различных культурных, в том числе и речевых, традициях, используют в общении своеобразные лексико-грамматические, интонационно-ритмические, а также паралингвистические средства, поэтому организация развития речи на коммуникативной основе невозможна без социально-личностного подхода, под которым понимается учёт свойств индивида, его жизненного опыта, направленности и содержания деятельности, сферы интересов, склонностей, особенностей эмоционально-волевой сферы, статуса в коллективе, возрастных особенностей и другие.
Только такой подход позволяет, во-первых, вызвать адекватную реакцию на поставленную речевую задачу, пробудить истинную мотивацию, внутреннюю активность учащихся. Последнюю можно противопоставить формальной, внешней мотивации, возникающей от активации всего класса и «питаемой» стремлением ребёнка получить одобрение логопеда и положительную оценку.
Социально-личностный подход позволяет приблизить обучение ребёнка с умственной недостаточностью к жизни, что предполагает максимальную опору на характеристику ведущего вида деятельности, своеобразие интеллектуальной и речевого развития, данные возрастных и индивидуальных различий. Возможность активно «включать» всех детей в доступные им формы взаимодействия с окружающими дают игровые модели обучения, прежде всего разворачивание речевых ситуаций в форме сюжетно-ролевых игр. Например, разыгрывая с младшими школьниками в теме «За порогом дома» проблемную ситуацию «Поведение в общественном транспорте», ученику предлагается, испытывающему трудности при вступлении в контакт с окружающими, «роль» пассажира, который не проявляет инициативы в общения окружающих – передаёт деньги на билет, компостирует талон, отвечает кивком головы на высказанную благодарность и так далее.
Привлекательными для учащихся с умеренной умственной отсталостью являются и творческие задания: раскрашивание, рисование, аппликации, конструирование, пение, выразительные движения. Как формы работы, среди прочих, могут быть названы: рисование или конструирование с последующим или текущим обсуждением; пение песенок и пропевание речевых образцов, что помогает выработке правильной интонации и артикуляции; составление «шифрованных писем», позволяющих моделировать различные типы высказываний.
Использование разнообразных форм работы, соотношений их с возможностями каждого умственно отсталого ребёнка со средней степенью создают условия для преодоления типичной для детей с умственной отсталостью пассивности и для повышения мотивации к различной деятельности, в том числе и речевой.
Проведение заключительного этапа эксперимента. Результаты педагогического
эксперимента
На заключительном этапе эксперимента для проверки уровня развития музыкальной выразительности исполнения у младших школьников после формирующего этапа мы провели контрольный срез, на котором учащиеся должны были, как и на констатирующем этапе выполнить три задания. Контрольный этап эксперимента был ...
Значение формирования словаря у детей раннего возраста
Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества и действия с ними. Дети усваивают слова необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими. Главное в развит ...
Типология игр для дошкольников
Различают игры. По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные). По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости). По отношению к структуре у ...