Общая характеристика существующих методов обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью

Новое образование » Коррекционно-развивающая работа на логопедических занятиях с умственно отсталыми учащимися » Общая характеристика существующих методов обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью

Страница 10

Отметим, что за период обучения положительная динамика была отмечена практически у всех участвовавших в эксперименте детей. Общие тенденции проявились в повышении речевой активности, расширении репертуара коммуникативных интенций, овладении адекватными языковыми средствами их выражения, усвоении навыков организации диалогического взаимодействия с различными категориями партнёров (взрослым и сверстником) (23, с.24-33).

В данной научно-исследовательской работе обучение русской речи учащихся с интеллектуальными нарушениями рассматривается с позиций коммуникативного подхода, как наиболее эффективного и социально ориентированного.

В настоящее время в специальной методике русского языка основой коммуникативного подхода считается система работы учителя на уроках русского языка и логопеда на его занятиях, в которой сочетаются языковые и речевые упражнения с преимуществом последних (А.К.Аксенова, В.В.Воронкова, С.Ю. Ильина, Э.В.Якубовская). В этой связи, знакомство с грамматической и орфографической теорией носит прикладной характер, получение учащимися знаний и умений является средством для организации их речевой деятельности в существующих языковых нормах. Названная концепция подкреплена серией учебных пособий по русскому языку и чтению (учебники, методические рекомендации, рабочие тетради).

Коммуникативность рассматривается как более широкое явление в школьной практике, как последовательную коммуникативную организацию учебного процесса. Она подчиняет себе все стороны обучения: соотношения знаний с умениями и навыками, выбор приёмов обучения, предметное содержание уроков развития речи, формы организации деятельности учащихся на этих уроках и несколько других аспектов.

Речь каждого человека индивидуальна и выражает его отношение к среде. Среда оказывает существенное влияние на речевую индивидуальность. Люди, имеющие неодинаковый социальный статус, воспитанные в различных культурных, в том числе и речевых, традициях, используют в общении своеобразные лексико-грамматические, интонационно-ритмические, а также паралингвистические средства, поэтому организация развития речи на коммуникативной основе невозможна без социально-личностного подхода, под которым понимается учёт свойств индивида, его жизненного опыта, направленности и содержания деятельности, сферы интересов, склонностей, особенностей эмоционально-волевой сферы, статуса в коллективе, возрастных особенностей и другие.

Только такой подход позволяет, во-первых, вызвать адекватную реакцию на поставленную речевую задачу, пробудить истинную мотивацию, внутреннюю активность учащихся. Последнюю можно противопоставить формальной, внешней мотивации, возникающей от активации всего класса и «питаемой» стремлением ребёнка получить одобрение логопеда и положительную оценку.

Социально-личностный подход позволяет приблизить обучение ребёнка с умственной недостаточностью к жизни, что предполагает максимальную опору на характеристику ведущего вида деятельности, своеобразие интеллектуальной и речевого развития, данные возрастных и индивидуальных различий. Возможность активно «включать» всех детей в доступные им формы взаимодействия с окружающими дают игровые модели обучения, прежде всего разворачивание речевых ситуаций в форме сюжетно-ролевых игр. Например, разыгрывая с младшими школьниками в теме «За порогом дома» проблемную ситуацию «Поведение в общественном транспорте», ученику предлагается, испытывающему трудности при вступлении в контакт с окружающими, «роль» пассажира, который не проявляет инициативы в общения окружающих – передаёт деньги на билет, компостирует талон, отвечает кивком головы на высказанную благодарность и так далее.

Привлекательными для учащихся с умеренной умственной отсталостью являются и творческие задания: раскрашивание, рисование, аппликации, конструирование, пение, выразительные движения. Как формы работы, среди прочих, могут быть названы: рисование или конструирование с последующим или текущим обсуждением; пение песенок и пропевание речевых образцов, что помогает выработке правильной интонации и артикуляции; составление «шифрованных писем», позволяющих моделировать различные типы высказываний.

Использование разнообразных форм работы, соотношений их с возможностями каждого умственно отсталого ребёнка со средней степенью создают условия для преодоления типичной для детей с умственной отсталостью пассивности и для повышения мотивации к различной деятельности, в том числе и речевой.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12

Новые статьи:

Понятие воспитания
Воспитание (в широком значении). Понятие воспитание трактуется в науке широко и многоаспектно. Отдельные определения этого понятия даны в трудах ученых, в том числе в Советском энциклопедическом словаре. (М., 1982, с. 248), в Российской педагогической энциклопедии (в 2-х тт. — М., 1993. — Т. 1. С. ...

Принципы, цели и задачи эксперимента. Характеристика контингента
Диагностическая работа с детьми подчиняется основным законам диагностического исследования. Ребенок – это специфический объект исследования, его психика находится в стадии становления, развития, поэтому при ее изучении мы будем руководствоваться определенными принципами: Принцип гуманизма – любое и ...

Сочетание семейного и общественного воспитания
Продолжая семейное воспитание чрезвычайно важно найти ключ к сочетанию воспитания семейного и общественного, потому что сочетание такое желательно и совершенно необходимо. Ведь в ранние годы жизни ребенка семья нужна для формирования определенных областей человеческого сознания, человеческой психол ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru