Основывались на представлении о том, что ситуации коллективной деятельности, предполагающие тесный физический контакт партнёров, оперирование общими материалами, игровыми атрибутами, в наибольшей степени способствуют возникновению интерактивного взаимодействия, согласованию замыслов и развёртыванию диалога детьми с умеренной умственной отсталостью. Таким образом, в процессе коррекционно-логопедической работы на данном этапе обучения осуществлялось моделирование ситуации предметно-практической, игровой, продуктивной деятельности «вместе», направленной на получение детьми общего результата.
Был варьирован состав детских диад, объединялись в пары как учащиеся с относительно высоким уровнем познавательного, речевого, личностного развития, так и учащиеся, характеризующиеся различным уровнем сформированности познавательной деятельности, речевой функции и другие. Как было отмечено, взаимодействие детей в смешанных диадах способствует реализации ребёнком с более высоким уровнем развития роли ведущего, регулирующего и направляющего действия партнёра, что значимо для овладения детьми коммуникативной компетентностью, средствами языкового выражения интенций.
С целью формирования коммуникативных интенций и средств их языкового выражения проводились различные упражнения, предполагающие:
* сопряжённое проговаривание образцов высказываний логопеда;
* отражённое проговаривание образцов высказываний логопеда;
* планирование предстоящих действий по вопросам логопеда, самостоятельно;
* называние действий, выполняемых партнёром.
В ходе коррекционно-логопедической работы было выявлено, что дети с умеренной умственной отсталостью редко устанавливали визуальный контакт с партнёром – ребёнком, фокусируя внимание на логопеде, не воспринимали другого ребёнка как участника совместной деятельности. В связи с этим логопедом предлагалась инструкция, состоящая из нескольких звеньев.
Важным фактором организации диалогического общения является сохранение позитивной модальности реплик партнёров. Создание и поддержание благоприятной эмоциональной атмосферы самими детьми является эффективным средством регуляции поведения как отдельных членов группы (или диады), так и коллектива в целом. В соответствии с этим в процессе коррекционно-логопедической работы были реализованы задачи, связанные с уточнением и активизацией запаса общеупотребительных формул и выражений речевого этикета в ситуациях ситуативно-делового общения (выражение благодарности, одобрения, предложение помощи и другие).
В ходе экспериментального обучения на данном этапе коррекционно-логопедической работы изменялась степень участия взрослого в организации диалогического взаимодействия. На первых порах логопед выполнял функцию организатора и регулятора совместных действий, оказывая индивидуальную помощь каждому ребёнку в выборе необходимых материалов (деталей конструктора, аппликации и другие), осуществлении операций, соблюдении очерёдности, формулировании обращений к партнёру. В дальнейшем стимулировалась самостоятельность детей в реализации совместных действий, определении стратегии коммуникативного поведения, выборе оптимальных речевых тактик.
Коррекционно-логопедическая работа на завершающем – четвёртом – этапе была направлена на актуализацию детьми с умеренной умственной отсталостью вербальных средств общения в проблемных, конфликтных ситуациях. Реализация этой работы предполагала создание моделей коммуникативных ситуаций, обеспечивающих перевод «знаемых» мотивов речевого поведения в «действующие». Для решения поставленных задач были использованы следующие приёмы:
· моделирование логопедом коммуникативных ситуаций в рамках бытовой, игровой, продуктивной деятельности;
· составление учащимися диалогов на основе просмотра видеосюжетов с участием знакомых лиц (детей, взрослых) в бытовой, продуктивной, игровой деятельности;
· формулирование учащимися отсутствующих инициативных или реактивных реплик в готовом диалоге.
Кроме того, с целью формирования у детей умения участвовать в диалоге со сверстником создавались ситуации, требующие самостоятельного разрешения определённой проблемы адекватными средствами, регламентированными правилами социальных взаимоотношений. Предполагалась актуализация детьми следующих умений: договариваться об очерёдности выполнения действий, о распределении атрибутов деятельности, оказывать взаимопомощь в ходе деятельности, согласовывать собственные действия (речевые и неречевые) с действиями партнёра.
Основные функции деятельности классного руководителя и способы его общения
с родителями
Классный руководитель - это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека духовным посредником между обществом и ребенком в усвоении основ человеческой культуры; защитником от моральной деградации, нравственной гибели; организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместно ...
Факультативные занятия как один из компонентов дифференцированного обучения
факультативное занятие математика нестандартное решение Дифференциация обучения – это необходимое условие гуманизации и демократизации образования. Она предоставляет каждому учащемуся равно высокий шанс достичь высот культуры и является залогом максимального развития детей с самыми разными способно ...
Дифференцированные формы умственной отсталости
Наследственно обусловленные формы Болезнь Дауна Наиболее часта форма хромосомной аномалии. Популяционная частота – 1: 700. Выделяют три цитогенетических варианта: регулярная трисомия по 21-й хромосоме (до 93 % всех случаев болезни Дауна), несбалансированная транслокация с участием 21-й хромосомы и ...