1. Высокий уровень знаний учеников - 80,7%.
2. Приспособленность учеников к жизни во «взрослом мире» -44,1%.
3. Поступление выпускников в вуз -31,9%.
4. Благодарность учащихся и их родителей- 29%.
5. Позитивные изменения в личности воспитанника - 26,5%.
6. Дисциплинированность учеников -14,3%.
7. Победа в профессиональном конкурсе-12,2%.
С одной стороны, ориентированность на глубокое знание предмета и владение методиками преподавания являются важными и необходимыми факторами для успешности педагогической деятельности. Данный выбор вполне закономерен в сравнении с результатами, которые были получены при ответе на вопрос «Что привлекает в работе педагога?». Так, преподаваемый предмет как фактор привлекательности в работе педагога вне зависимости от возраста и стажа занимает первое место (60,1%). Его можно рассматривать как мотив личного развития, расширения информационного поля. Вторым по значимости фактором является общение с детьми (47,5%) – мотив самостоятельности, самореализации в творческой профессиональной деятельности. На третьем месте - продолжительный летний отпуск - 42, 4% - мотив стабильности, защищённости. С учётом того, что на последних местах в иерархии факторов удовлетворённости находятся социальный статус (1,7%), материальное вознаграждение (2,5%), востребованность профессии обществом (3,8%), можно говорить низкой силе действия мотивов приобретения и мотивов удовлетворения. Это может привести к снижению интереса к работе, формальному отношению к выполнению служебных обязанностей, слабой эластичности поведения сотрудников от вариации объема материальных вознаграждений.
Данное положение следует исправлять, повышая стимулирующее воздействие результатов труда на заработную плату. В Положении об оплате труда и премировании, принятом в муниципальном образовательном учреждении, должно быть чётко оговорено, сколько и за какие результаты и показатели учитель может получить вознаграждения.
Таким образом, можно сделать вывод, что доминирующими мотивами, определяющими трудовую деятельность педагогов школы, являются положительные эмоции (интерес к работе) и материальные выгоды. Используя терминологию теории мотивации А. Маслоу, можно сказать, что основополагающими потребностями в данном случае являются потребности признания, самовыражения и безопасности, которые заставляют оценивать свою работу в первую очередь с точки зрения условий для самореализации, творчества, гарантированности, стабильности.
Систему принципов мотивации и стимулирования к профессиональной деятельности педагогов можно представить в виде таблицы 3.3.
Таблица 3.3 Система мотивации педагогов
№ п/п |
Мотивы к профессиональному развитию |
Стимулы, которые можно использовать для профессионального развития |
1. |
Мотив самостоятельности, самореализации и признания в творческой профессиональной деятельности |
Стимулирование инновационной самостоятельности, возможность работать по интересующей программе, устанавливать желаемый и наиболее удобный график работы (расписание). Содействие в разработке и утверждении авторской программы. Проведение собственного мастер-класса для учителей школы, района. Содействие профессиональному росту, повышению квалификации. |
2. |
Мотив личного развития, расширение информационного поля. |
Предоставление времени (свободного дня) на методическую работу. Направление на стажировку или престижные курсы. 2.3. Творческий отпуск в каникулярное время. 2.4. Дополнительные дни к отпуску. |
3. |
Мотив самоутверждения, достижения социального успеха |
3.1.Предоставление возможности распространения опыта работы через проблемные конференции, педагогические советы, содействие в подготовке собственных публикаций в печати. 3.2.Представительство от школы на ответственныхмероприятиях (конференции, семинары) |
4. |
Мотив стабильности, защищённости, безопасности. |
4.1 Гарантия защищенности от посягательств на профессиональную честь учителя со стороны вышестоящих руководителей, методистов. 4.2 Гарантия имеющегося статусного положения в коллективе. 4.3 Гарантия получения премий за качественную работу |
Психологические особенности детей с легкой степенью умственной отсталости
Понятия «умственная отсталость» понимается по-разному в юридической, медицинской (психиатрической) и психологической науках. Согласно МКБ-10, медицинское понятие «умственная отсталость» имеет собирательное значение, объединяющее различные по происхождению формы психической патологии. В числе разнов ...
Теории множественности интеллектов
Автор этой теории, американский исследователь Роберт Стернберг, считает, что целостная теория интеллекта должна описывать три его аспекта - внутренние компоненты, связанные с обработкой информации (компонентный интеллект), эффективность овладения новой ситуацией (эмпирический интеллект) и проявлени ...
Психологические особенности старшеклассников и развитие их математических
способностей
Учебная деятельность старшеклассников значительно отличается по своему характеру и содержанию от учебной деятельности более младших школьников. Во-первых, углубляется содержание обучения и вводятся новые учебные разделы. Во-вторых, что является главным отличием, учебная деятельность старшекласснико ...