– это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определённых целей. Процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определённым действиям путём пробуждения в нём определенных мотивов называется мотивированием
. Различают «внутреннюю мотивацию» и «внешнюю мотивацию». В первом случае мотивы порождает сам человек, сталкиваясь с задачей, они как бы возникают внутри человека (примером такого рода мотивации могут быть стремление к достижению, к завершению работы, к познанию, страх и т.п.), во втором случае мотивы деятельности по решению задачи вызываются воздействием субъекта извне, такого рода мотивацией являются процессы мотивирования (например, оплата за работу, распоряжения, правила поведения и т.п.). Эффективно управление может опираться только на внешний тип мотивации, стремясь при этом принимать во внимание и предсказывать возникновение определённой «внутренней» мотивации.
На сегодняшний день имеется колоссальное количество способов воздействия на мотивацию конкретного человека, причем диапазон их постоянно растет. При всей широте методов, с помощью которых можно мотивировать работников, руководитель компании должен выбирать, каким образом стимулировать каждого работника для выполнения главной задачи — эффективного функционирования организации.
Личность учителя имеет достаточно определенную структуру, в которую включают «мотивацию личности (направленность личности и ее виды); свойства личности (педагогические способности, характер и его черты, психические процессы и состояния личности), интегральные характеристики личности (педагогическое самосознание, индивидуальный стиль, креативность как творческий потенциал), определяющие неповторимость и уникальность личности учителя».
В названной структуре значительное место отводится педагогической направленности личности педагога, которую можно понимать как систему устойчиво доминирующих мотивов. В гуманистической психологии направленность личности рассматривается как стремление к самоактуализации. Самоактуализация определяется как соответствие человека собственной природе, «стремление к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем (человеке) потенций. Это стремление можно назвать стремлением к идентичности».
В общем виде профессиональная направленность личности включает в себя определенные виды отношений: отношение человека к профессиональной деятельности, к самому себе и к окружающим людям в профессиональной деятельности. Отмечая полимотивированность деятельности и личности, можно заметить, что в мотивационной структуре личности представлены все три вида отношений, однако доля каждого из них различна. Как правило, можно наблюдать доминирование какого-либо одного из видов отношений, что и определяет характер профессиональной направленности.
В соответствии с общей профессиональной направленностью выстраивается структура педагогической направленности:
-направленность на других людей, в первую очередь на ребенка. Она связана с интересом, любовью, содействием развитию личности учащегося. Этому виду направленности соответствует ориентация на общение;
Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Формиров ...
Безопасность и формирование мировоззренческой устойчивости учащихся в
чрезвычайных ситуациях
На протяжении веков общество заботилось о своих идеологических, религиозных основах, но в последнее время в плане создания некой идейной парадигмы развития общества демократия проявила такое свойство, как легковесность. Так, например, в эпоху развитого социализма в нашей стране проблема формировани ...
Половое воспитание. Когда начинать
Воспитание современной гармонически развитой личности - есть идеал, к которому стоит стремиться. Когда в твоей жизни появляется этот хрупкий и бесценный дар, сосуд, а именно душа человека-ребенка и мы, родители, взрослые несем огромную ответственность за воспитание своих чад. Да и любовь, заключает ...