Опытно-экспериментальная работа проводилась с июня 2007 года по апрель 2008 года. Местом для организации эксперимента явилось МДОУ, детский сад №8 «Светлячок».
В эксперименте приняли участие двадцать семь родителей (в возрасте, в основном, старше тридцати лет) средней и старшей групп детского сада и их дети, пять педагогов (2 педагога – старшей группы, 2 педагога средней группы и педагог – психолог).
Целью констатирующего эксперимента стало выявление психолого-педагогических и методических условий эффективного взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников.
В соответствии с вышеизложенной целью нами были сформулированы следующие задачи:
1. Выявление дифференцированных групп родителей, различающихся по педагогическим установкам, влияющим на выбор того или иного направления развития детей в ДОУ.
2. Изучение состояния реализации функций взаимодействия педагога с родителями дифференцированных групп.
3. Анализ успешности реализации образовательных стратегий, предполагающих сотрудничество ДОУ с родителями.
На первом этапе апробации диагностической методики проводилось изучение педагогических установок родителей.
В основу нашей исследовательской работы были положены методические рекомендации Е.П. Арнаутовой, О.Л. Зверевой, В.П. Дубровой, Е.П. Милашевич, на основе которых была разработана анкета для родителей, включающая три блока вопросов. Первый блок – стандартный, включающий формальные сведения о семье (4 вопроса). Второй блок – анализ программы воспитания и обучения детей в детском саду и выделение наиболее важных для родителей разделов работы (2 вопроса). Третий блок – оценка уровня воспитательно-образовательной работы в детском саду и рекомендации воспитателям по приоритетному направлению работы с ребенком (8 вопросов). При качественном анализе ответов на пятый вопрос была использована таблица, позволяющая соотнести разделы программы «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой с разделами образовательной программы ДОУ и вопросами анкеты. По результатам анкетирования составлялась обобщающая таблица, включающая описание всех пунктов опроса и процент положительных ответов на вопросы всеми родителями группы воспитанников ДОУ.
Результаты первого этапа эксперимента выявили 3 группы родителей по преобладанию педагогических установок на воспитание и обучение детей и выбору приоритетных направлений сотрудничества с педагогами ДОУ.
1-я группа (43%) ориентирована на интеллектуальное воспитание детей.
2-я группа (36%) ориентирована на художественно-эстетическое воспитание детей.
3-я группа (21%) имеет совмещенную позицию с установкой на физическое развитие и художественно-эстетическое воспитание.
Подводя итоги анкетирования, можно сделать вывод о том, что большинство родителей дифференцированных групп, независимо от их установок на воспитание и обучение детей, нуждаются в рекомендациях педагогов. 36% от контингента родителей – по разделу «Развитие элементарных математических представлений», 57% – «Развитие речи», 28% – по разделу «Художественно-творческая деятельность», 36% – по разделу «Социально-нравственное воспитание», 14% – по разделу «Познание предметного мира, приобщение детей к труду», 7% – «Ознакомление с художественной литературой» и по развитию логики у детей.
На втором этапе апробации методики проводилось выявление особенностей восприятия образов себя и образа ребенка у родителей и их соотнесение с родительским целеполаганием. Родителям предлагалось нарисовать «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»: образ себя и ребенка в разных временных позициях (по книге Е.С. Романовой, С.Ф. Потемкиной «Графические методы в психодиагностике»).
Воспитание сложных детей
Приступая к своей работе в классе, воспитатель должен решить две основные задачи: 1.Ответить на вопрос: «Кого мы хотим воспитать?» и лишь после этого ответить на другой вопрос: 2. «Как надо осуществлять воспитание?» Чтобы ответить на первый вопрос, необходимо совершенно ясно знать объективные и суб ...
Формы организации обучения старших дошкольников
Организация эффективного обучения возможна только при знании и умелом использовании разнообразных форм организации педагогического процесса. Понятие «форма организации обучения», или, как еще говорят, организационная форма обучения, имеет иной смысл. Слово «forma» в переводе с латинского означает н ...
Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
Семьи, имеющие детей с нарушениями физического или психического развития, представляют одну из наиболее уязвимых групп населения. Социальная поддержка таких семей — это решение целого комплекса проблем, связанных с помощью ребенку: с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и и ...