Познавательное развитие
Одним из направлений познавательного развития дошкольника является работа по ознакомлению с миром природы. С этой целью используется программа С.Н. Николаевой «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ».
Программа построена с учетом результатов исследований ученых в области детской психологии и педагогики (А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьякова, П.Г. Саморуковой и др.).
Решение вопросов экологического воспитания автор программы видит в организации работы по двум направлениям – формированию начал экологической культуры у детей и развитию экологической культуры взрослых.
В работе по сенсорному развитию и формированию элементарных математических представлений у воспитанников педагоги детского сада используют методику В.П. Новиковой «Математика в детском саду».
Пособие построено как система дидактических игр и упражнений, направленных на развитие у детей математических представлений в соответствии с возрастом.
Методика в пособиях дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения. В конце каждого пособия дана специальная методика для проверки знаний, полученных детьми в процессе занятий.
Задачу приобщения воспитанников к произведениям художественной литературы помогает педагогам решать программа З.А. Гриценко «Пришли мне чтения доброго».
Цель данной программы-хрестоматии – сформировать отношение к литературе как самоценному виду искусства.
В пособии предложены четыре основных вида занятий:
1. Тематическое, где предполагается приобщить дошкольников к ведущим темам детской литературы, близким к их жизни.
2. Теоретическое, где происходит знакомство детей с доступными их возрасту теоретическими понятиями, необходимыми для выявления художественных особенностей текста.
3. Творческое, основной целью которого является развитие творческого потенциала дошкольников;
4. Аналитическое, где на доступном детям уровне анализируется текст с целью более глубокого проникновения в его смысл и художественные особенности.
Художественно-эстетическое развитие
С целью приобщения детей к сокровищам художественной культуры педагогами используется пособие Л.В. Пантелеевой «Музей и дети». Разработанное как методическое обеспечение к программе «Истоки», пособие направлено на практическое освоение ее раздела «Дети в музее изобразительного искусства».
В книге представлены тематические циклы художественно-творческих занятий:
волшебный мир игрушки;
русский дом;
дом, где рождалась сказка;
каменных и златных дел мастера;
наша Третьяковка;
путешествия к чудесам света;
прогулки к дворцам и паркам и др.
Многими педагогами выбрана «Программа по изобразительной деятельности в детском саду» Г.С. Швайко. Предложенная автором разнообразная тематика позволяет воспитателям интересно организовать творческую продуктивную деятельность воспитанников.
Цель программы — развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Общие педагогические задачи программы:
развивать творческие способности детей посредством изобразительной деятельности;
развивать познавательную активность детей;
воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Одно из направлений художественно-эстетического развития детей – музыкально-ритмическое воспитание, для эффективного решения задач которого используется программа О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры».
Программа представляет собой научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста, включающую принципы, содержание, методы и формы работы, учитывающие индивидуальные и психофизиологические особенности детей.
Народные праздники, обряды, игры
Через игровую и обрядовую практику дети постигали и весьма сложные философские понятия и категории. Известно множество старинных народных игр – с мячами и палками, с шариками и камешками, `в городки` и `в столбики`, на улице и дома, вдвоем и целым хороводом. Не забыты и игры в слова – шарады, калам ...
Стратегические цели и задачи развития системы образования
Тверской области
Миссия образования – создание условий для проявления потенциала личности через развитие образовательной среды, обеспечивающей подготовку человека к успешной общественной и профессиональной деятельности ради: сохранения и укрепления здоровья каждого человека, сохранения и развития духовных и культур ...
Особенности графических умений младших школьников
В специальной литературе отмечается, что одна из наиболее распространенных причин трудностей овладения графической грамотностью письма учащихся младшего школьного возраста – нарушение интеллектуального развития. Формирование графической грамотности осуществляется в тесной связи с функционированием ...