Эффективность типа дошкольных образовательных учреждений

Новое образование » Становление вариативной системы дошкольного образования » Эффективность типа дошкольных образовательных учреждений

Страница 5

Блок свободной самостоятельной деятельности детей наполняется образовательным содержанием за счет создания воспитателем разнообразной предметной среды, которая для самих детей обеспечивает широкий выбор деятельности, соответствующей их интересам, позволяет включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать индивидуально. Это материалы для традиционных детских деятельностей – игры, рисования, лепки, конструирования, а также предметное оснащение для самостоятельных физических упражнений, книги, художественные альбомы, материалы для дидактических упражнений.

Однако в свете ценностных ориентаций современного общества и требований школы, которые полагают на «выходе» из дошкольного возраста первоначальное овладение знаково-системными формами мышления и такими их средствами, как чтение, письмо, арифметический счет, для старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) возможно введение в образовательный процесс отдельных элементов учебной модели.

Это предполагает включение в образовательный процесс еще одной составляющей – специально организованного обучения в форме «учебных» занятий с функцией (позицией) взрослого как учителя – регламентатора содержания и формы детской деятельности.

Позиция учителя становится возможной в результате усложнения и дифференциации партнерских отношений между взрослым и детьми, и может вводиться лишь на фоне уже упрочившейся тенденции детей к инициативности (слишком ранний переход взрослого к учительской позиции и регламентированным учебным занятиям может резко затормозить развитие детской инициативности и самостоятельности).

Таким образом, в группах старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) образовательный процесс может приобрести тречастную структуру. Все три составляющие образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста должны быть уравновешены, образуя гармоничное единство, как в отношении типа взаимодействия взрослого с детьми, так и в отношении баланса свободной – регламентированной деятельности детей, инициатив взрослого и ребенка. Соответственно, даже в старшем дошкольном возрасте, удельный вес регламентированных «учебных» занятий в целостном образовательном процессе должен быть очень невелик.

В «учебный» блок образовательного процесса, который вводится лишь для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет), целесообразно поместить содержания, организованные и развертывающиеся в логике отдельных учебных предметов, реализующие главным образом, задачи перевода детей к знаково-системным формам мышления. Это занятия по основам математики и начальному освоению чтения и письма. Именно эти содержания вместе с позицией взрослого – учителя обеспечивают непосредственную подготовку ребенка к систематическому обучению в школе (и в плане введения в базовые школьные учебные предметы, и в плане психологической дисциплины – дисциплины ума, умения принимать задачу от взрослого, действовать по инструкции, ограничивать себя движением в предмете, контролировать свои действия, т.е. в плане формирования основ учебной произвольности). Ни воспитатель, ни дети не свободны здесь в своем движении. Воспитатель должен опираться на специально разработанную систему задач, последовательно вводящую детей в эти знаковые реальности, т.е. должен иметь общую временную развертку и конкретные цели занятий в виде учебной программы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новые статьи:

Методическая разработка практического занятия «Процесс развития проростка яровой пшеницы»
Цель: Ознакомить студентов с процессом развития проростка яровой пшеницы и воспитать у них уважение к людям на земле. Задачи: Закрепить у студентов знания, полученные на предыдущем занятии по хлебам первой и второй группе. На примере яровой пшеницы дать понятие о росте и развитии растений разных эк ...

Методы и формы организации эстетического воспитания дошкольников
Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы. Как говорилось выше, первая группа задач направлена на приобщение детей к искусству, развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного. Ведущими методами для решения этих задач являются: показ, наблюдение, объя ...

Представление понятия «мышление» в научных психолого-педагогических теориях
Понимание и описание феномена мышления в психологии неоднозначно и многократно. Существует несколько подходов к рассмотрению мышления. Рассмотрим некоторых из них. Психология мышления стала разрабатываться лишь в ХХ в. Господствовавшая до этого времени ассоциативная психология исходила из того поло ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru