Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени - к системе дошкольного образования. Уже вошли в жизнь принципы гуманизации и вариативности дошкольного образования. Появилось множество образовательных программ для детских садов с обновленным содержанием.
Очередная насущная задача - введение вариативных организационных форм дошкольного образования и разработка основ нормативного и методического обеспечения образовательного процесса для этих форм.
Последнее десятилетие привнесло радикальные изменения в систему общественного дошкольного воспитания. На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду» – разные типы и виды дошкольных учреждений (ДОУ). ДОУ сегодня официально работают по 12 комплексным базисным, 25 парциальным, 2 специальным (для детей с нарушениями речи) образовательным программам. Кроме того, в соответствии с Приложением 3 к приказу Министерства образования РФ от 22 августа 1996 г. № 448, в российском образовательном пространстве «прописаны» 3 категории и 6 видов ДОУ.
Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном образовании по своему масштабу не уступает школьным инновациям.
Однако, на конец 2004 г. уровень охвата детей дошкольными учреждениями составил в среднем уже - 59%. При этом только 55% детей 5-летнего возраста посещают детские сады. В Законе РФ «Об образовании» зафиксирована квалификация дошкольного образования как базисной, необходимой и самоценной ступени единой образовательной системы. Но данная квалификация до сих пор не получила должного государственного закрепления в социально-педагогическом, содержательно-методическом, организационно-управленческом, правовом и финансово-экономическом планах.
Эта трудность сейчас остро проявляется, например, при определении государственного стандарта дошкольного образования. До сих пор отсутствует развернутое обоснование самой идеи дошкольного образования (в отличие от традиционного «дошкольного воспитания» или же получившего массовое распространение в последние годы «дошкольного обучения» в форме квазидидактического тренинга).
Аналитические материалы свидетельствуют о том, что в наиболее развитых странах раннее и дошкольное детство рассматривается как особый национальный ресурс, позволяющий решать сложные проблемы социального и экономического развития. Не будет преувеличением сказать, что на сегодня ступень дошкольного детства рассматривается как один из главных образовательных резервов, по своей потенциальной содержательной емкости не уступающий ни одной из последующих ступеней. Не использовать его или, что еще хуже, употребить не по его внутреннему назначению, - по меньшей мере, недальновидно.
В связи с современным движением в сторону гуманизации и вариативности дошкольного образования, начавшимся еще в конце 80-х – начале 90-х годов двадцатого века, необходима разработка регулятивного документа нового поколения для практиков, отличающегося от традиционных отечественных программ дошкольного образования (очень конкретно задающих и регламентирующих содержание и форму образовательного процесса).
Описание предметных линий в диагностических
материалах
На основании имеющейся у нас модели математической деятельности были выделены 4 основные вида математической деятельности, и, соответственно, 4 содержательные линии, положенные в основание диагностики мышления и понимания: моделирование, построение доказательных рассуждений, формулирование (констру ...
Развитие идей межпредметных связей в истории образования
Проблема межпредметных связей хоть и не нова, но, чтобы глубже понять ее сущность и многогранность, необходимо сделать хотя бы небольшой экскурс в историю. Известно, что первоначально знания опирались на эмпирический опыт, который обогащался в результате наблюдения человека за явлениями природы и ж ...
Примерная модель формирования научного мировоззрения в процессе образования
и воспитания
Понятие "мировоззрение" можно определить следующим образом - это система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений человека, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направленность его деятельности. Как правило, вы ...