Эффективность типа дошкольных образовательных учреждений

Новое образование » Становление вариативной системы дошкольного образования » Эффективность типа дошкольных образовательных учреждений

Страница 4

1) совместная непринужденная партнерская деятельность взрослого с детьми;

2) свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Такая структурная модель образовательного процесса должна быть принята как каркасная для всего дошкольного возраста (3 – 7 лет) и как единственно возможная для младшего дошкольного возраста (3 – 5 лет).

Согласно предложенной модели, в основном составляющем блоке образовательного процесса – «партнерском» - в рамках совместной непринужденной деятельности взрослого с детьми должны решаться развивающие задачи самого широкого плана: развитие инициативности детей во всех сферах деятельности, развитие общих познавательных способностей (в том числе, сенсорики, символического мышления), развитие культуры чувств и переживаний, способности к планированию собственной деятельности и произвольному усилию, направленному на достижение результата, задачи освоения ребенком «мироустройства» в его природных и рукотворных аспектах (построение связной картины мира). Организующими в этом блоке являются формы совместной деятельности взрослого с детьми (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы), а также тематические содержания, которые использует воспитатель, инциируя совместную партнерскую деятельность с детьми. Все указанные формы совместной деятельности взрослого с детьми, реализуя множественные развивающе-образовательные задачи, дают взаимоусиливающий эффект, и, вместе с тем, в каждой из них есть стержневая группа задач, требующая для своей реализации релевантных культурно-смысловых (тематических) содержаний. Стержневые развивающее-образовательные задачи вкупе с соответствующим кругом содержаний (принципами их подбора и структурирования) являются опорами для воспитателя в гибком проектировании этих форм работы с детьми.

Организация содержаний в «партнерском» блоке образовательного процесса основывается на классической комплексно-тематической модели с той разницей, что воспитателю не задаются конкретные темы для «проработки» с детьми, а определяется лишь примерное движение по нескольким линиям, соответствующим формам взросло-детской активности, через: варианты примерных тематических циклов для познавательно-исследовательской деятельности (наблюдения и экспериментирования), репертуар художественных произведений с различными вариантами выбора, общие типы и структуры работы для продуктивной деятельности, возможные способы и формы игровой деятельности. Конкретная конфигурация этих форм активности и их содержания проектируется самим воспитателем, который может выбрать любую из форм совместной деятельности с детьми и линию ее развертывания как основную, смыслообразующую, и строить от нее и через нее переходы к другим формам.

Существенной особенностью совместной партнерской деятельности взрослого с детьми является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих детей, открытость, задающая для свободной деятельности смыслообразующие моменты. В то же время партнерская взросло-детская активностьа открыта для перепроектирования в соответствии с интересами детей, субкультурными содержаниями, которые проявляются и реализуются в свободной детской деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новые статьи:

Усвоение понятий и восприятие
Анализ концептуальной структуры географии привел к попыткам положить в основу школьного обучения овладение не только ключевыми, но и производными понятиями. Наряду с этим все больше внимания уделяется развитию умений и навыков, поскольку учащимся прививают интерес к применению исследовательских мет ...

Организация восприятия народных сказок через комплекс форм, методов и приемов воспитания
Формы, методы, приемы работы со сказкой могут быть самыми разнообразными. Формы организации работы с использованием народной сказки должны соответствовать возрасту детей: в работе с дошкольниками это – фронтальные занятия, чтение сказок вне занятий, работа по подгруппам, индивидуальная работа с реб ...

Психолого-педагогические особенности обогащения лексического запаса младших школьников
После того как ребенку исполняется годик, он пытается произносить первые в его жизни слова. Обычно дети начинают говорить в 12-15 месяцев. Это, конечно, не означает, что все у малыша получается четко и складно. Более трудные слова он пока еще не может выговаривать. Однако даже по отдельным, неправи ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru