1) совместная непринужденная партнерская деятельность взрослого с детьми;
2) свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Такая структурная модель образовательного процесса должна быть принята как каркасная для всего дошкольного возраста (3 – 7 лет) и как единственно возможная для младшего дошкольного возраста (3 – 5 лет).
Согласно предложенной модели, в основном составляющем блоке образовательного процесса – «партнерском» - в рамках совместной непринужденной деятельности взрослого с детьми должны решаться развивающие задачи самого широкого плана: развитие инициативности детей во всех сферах деятельности, развитие общих познавательных способностей (в том числе, сенсорики, символического мышления), развитие культуры чувств и переживаний, способности к планированию собственной деятельности и произвольному усилию, направленному на достижение результата, задачи освоения ребенком «мироустройства» в его природных и рукотворных аспектах (построение связной картины мира). Организующими в этом блоке являются формы совместной деятельности взрослого с детьми (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы), а также тематические содержания, которые использует воспитатель, инциируя совместную партнерскую деятельность с детьми. Все указанные формы совместной деятельности взрослого с детьми, реализуя множественные развивающе-образовательные задачи, дают взаимоусиливающий эффект, и, вместе с тем, в каждой из них есть стержневая группа задач, требующая для своей реализации релевантных культурно-смысловых (тематических) содержаний. Стержневые развивающее-образовательные задачи вкупе с соответствующим кругом содержаний (принципами их подбора и структурирования) являются опорами для воспитателя в гибком проектировании этих форм работы с детьми.
Организация содержаний в «партнерском» блоке образовательного процесса основывается на классической комплексно-тематической модели с той разницей, что воспитателю не задаются конкретные темы для «проработки» с детьми, а определяется лишь примерное движение по нескольким линиям, соответствующим формам взросло-детской активности, через: варианты примерных тематических циклов для познавательно-исследовательской деятельности (наблюдения и экспериментирования), репертуар художественных произведений с различными вариантами выбора, общие типы и структуры работы для продуктивной деятельности, возможные способы и формы игровой деятельности. Конкретная конфигурация этих форм активности и их содержания проектируется самим воспитателем, который может выбрать любую из форм совместной деятельности с детьми и линию ее развертывания как основную, смыслообразующую, и строить от нее и через нее переходы к другим формам.
Существенной особенностью совместной партнерской деятельности взрослого с детьми является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих детей, открытость, задающая для свободной деятельности смыслообразующие моменты. В то же время партнерская взросло-детская активностьа открыта для перепроектирования в соответствии с интересами детей, субкультурными содержаниями, которые проявляются и реализуются в свободной детской деятельности.
Воспитание и формирование социальных установок личности
Психологический аспект воспитания во многом означает формирование и изменение социальных установок человека. Напомним, что социальная установка имеет три компонента: знания, эмоции и действия. Воспитание социальных установок сводится к изменению одной или нескольких их составляющих. Педагогическое ...
Усвоение понятий и восприятие
Анализ концептуальной структуры географии привел к попыткам положить в основу школьного обучения овладение не только ключевыми, но и производными понятиями. Наряду с этим все больше внимания уделяется развитию умений и навыков, поскольку учащимся прививают интерес к применению исследовательских мет ...
Структура организаторской деятельности и ее особенности
Непосредственное осуществление педагогического процесса связано с организацией взаимодействия педагогов и воспитанников. Характер этого взаимодействия определяется качеством осуществления педагогом относительно самостоятельной внешне проявляющейся организаторской деятельности. Организаторская деяте ...