- игровая деятельность;
- изобразительная деятельность;
- познавательно-исследовательская деятельность;
- коммуникативный тренинг;
- математика;
- музыка;
- физическая культура.
Кроме того, в образовательном процессе специально выделяется время для «группового общения» непринужденной ситуации разговора детей со взрослым и друг с другом. Назначение ситуации «группового общения» - выявление детских интересов, обсуждение и выработка общих правил поведения в группе, совместное проектирование интересных краткосрочных и долгосрочных дел и т.п. Эти ситуации направлены на сплочение группы вокруг актуальных и важных для детей жизненных содержаний и дают возможность расширить сферу коммуникативной практики детей.
Программа групп кратковременного (временного) пребывания для детей старшего дошкольного возраста по сравнению с традиционными программами детского сада с полным днем пребывания не включает как самостоятельные разделы занятия по «ознакомлению с художественной литературой», занятия по «развитию речи» и по «подготовке к освоению грамоты».
Восприятие художественной литературы имеет огромное развивающее значение для ребенка. Однако, в связи с дефицитом времени и прерывистостью образовательного процесса в группах кратковременного (временного) пребывания нет возможности читать большие художественные произведения (продолжающееся чтение авторских сказок, повестей), которые необходимы старшему дошкольнику. Эта работа делегируется родителям (с соответствующими рекомендациями и объяснением ее важности). Чтение коротких художественных текстов (сказки, рассказы, стихотворения) органично включается в разные разделы образовательного процесса (групповое общение, познавательно-исследовательскую деятельность, изобразительную деятельность) и служит смысловым фоном для последующей деятельности, средством осознания возможных нравственных коллизий и т.п. Развитие речи также не выделено в специальный раздел, но осуществляется в процессе всех занятий, строящихся в непринужденной форме, способствующей активизации речи и речевого общения. На занятиях математикой, познавательно-исследовательской деятельностью дети практикуются в рассуждении, на занятиях изобразительной деятельностью, в игре активно развертывается комментирующая и повествовательная речь. Разговорная практика обеспечивается в свободной деятельности, в ситуациях группового общения, на всех занятиях. Поскольку в группы кратковременного (временного) пребывания поступают дети зачастую недостаточно владеющие навыками коммуникации, в образовательный процесс включен раздел «коммуникативный тренинг»: специальные упражнения по активизации речи, освоению речевых и жестово-мимических средств общения. Воспитатель проводит коммуникативный тренинг не со всеми, а только с подгруппами детей, действительно нуждающихся в таких упражнениях.
Что касается подготовки детей к освоению грамоты, то интерес детей к звуко-буквенному составу слова вызывается и поддерживается в процессе совместных игр со взрослым (словесные игры с правилами), словесного творчества, свободных упражнений детей с дидактическими материалами (разрезные азбуки, лото и пр.). В процессе всех занятий со взрослым детям предлагаются задания, стимулирующие их к письму печатными буквами (надписи, ярлычки и т.п.). В свободной деятельности и на занятиях изобразительной деятельностью вводятся графические материалы и задания, косвенным образом готовящие руку ребенка к письму.
Проблемы организация самостоятельной работы и ее задачи
Начальное обучение является фундаментом образования. От того, насколько прочно заложены основы первоначального обучения, зависит дальнейшее формирование знаний и умений в средних классах школы. И не только содержание обучения в начальных классах является подготовительным курсом к основам наук, вся ...
Бессмертный подвиг двадцати восьми героев
Это было 16 ноября 1941 года. Фашисты рвались к Москве. Путь им преградили гвардейцы из дивизии генерала Панфилова. Их было 28 человек. Среди них были русские, казахи, украинцы. Прямо на них шли 20 фашистских танков. Отважные воины приняли неравный бой. Бой продолжался несколько часов. Враг двинул ...
Формирование модели специалиста в системе непрерывного образования
Европейский саммит, прошедший в Лиссабоне в марте 2000 г., определил 6 ключевых принципов непрерывного образования. Главной идеей непрерывного образования, как учения длиною в жизнь, Европейская комиссия и страны ЕЭС определили всестороннюю учебную деятельность, осуществляемую на постоянной основе ...