Рабочее пространство для занятий - большой стол или несколько больших столов, за которыми могут устроиться все потенциальные участники, в том числе и воспитатель. Как партнер, он не отделяет себя от детей учительским столом. Следует избегать школьной расстановки столов (парт), поскольку она препятствует непринужденному общению участников деятельности. Места не закреплены за участниками жестко, они могут рассаживаться, как удобно. Во время занятия дети непринужденно общаются со взрослым, а также могут общаться с соседями (комментировать, оценивать действия, предлагать свои варианты, использовать опыт соседа и т.п.). По мере необходимости дети могут перемещаться по комнате.
Приглашая всех принять участие в занятии, воспитатель не принуждает к нему детей, рассчитывая на то, что их привлечет интересное содержание и участие сверстников. Кто-то из детей может не участвовать активно в работе, а наблюдать за другими детьми, находясь как бы на периферии деятельности. Это не значит, что ребенок не извлекает из занятия никакой пользы. В следующий раз он будет смелее и рискнет включиться в работу.
Последним в распорядке дня стоит занятие, связанное со сменой рабочего пространства (музыка или физкультура) - переходом в музыкальный или спортивный зал - и общением с другим взрослым (музыкальным работником, тренером). Ежедневный выход за пределы группового помещения придает разнообразие жизни детей и расширяет их социокультурное пространство.
Часть этого занятия воспитатель может провести вместе с детьми, часть - затратить на подготовку к легкому завтраку. Как и ситуация «группового общения», общая трапеза способствует консолидации детской группы. Во время завтрака необходимо создать свободную непринужденную атмосферу, предоставить детям возможность спокойно обменяться впечатлениями от прошедших занятий. Привести в порядок столы после завтрака воспитателю помогают дежурные.
Заключает день свободная самостоятельная деятельность детей. Дважды в неделю в то время, когда дети заняты свободной деятельностью после завтрака, воспитатель приглашает нескольких детей к коммуникативному тренингу (детей, которым эти дополнительные упражнения необходимы). К ним могут присоединиться все желающие. Комплекс упражнений планируется на 10 минут с одной подгруппой.
В один из дней недели воспитатель использует это время для игры с детьми с целью формирования способов игровой деятельности (как и утреннее время).
Следует обратить внимание на организационную специфику игры взрослого с детьми и коммуникативного тренинга: эти виды активности взрослый осуществляет во времени параллельно со свободной самостоятельной деятельностью Детей. Воспитатель здесь имеет дело с ротирующимся составом небольших подгрупп, он может привлекать детей специально или приглашать желающих.
Современный подход к изучению дошкольников с ЗПР
Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Задержка психического развития особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. Подобные дети обратили на себя внимание исследователей еще в прошлом столетии. Они описывал ...
Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Формиров ...
Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
Семьи, имеющие детей с нарушениями физического или психического развития, представляют одну из наиболее уязвимых групп населения. Социальная поддержка таких семей — это решение целого комплекса проблем, связанных с помощью ребенку: с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и и ...