Таким образом, можно сделать вывод о том, что для детей с трудностями в обучении наиболее сложным оказался родительный падеж.
Многие учащиеся с трудностями в обучении испытывали трудности в употреблении множественного числа существительных. Наблюдались такие ошибки как замена окончаний существительного множественного числа ("лесы", "мори", "стола").
Сложным для учащихся с трудностями в обучении оказалось задание в образовании родительного падежа множественного числа существительных. Но если дети с трудностями в обучении, выполняли задания неверно, то прослушав правильный ответ остальные задания выполняли верно ( " много конфетов", "много стулов").
При согласовании различных частей речи у испытуемых с трудностями в обучении встречались следующие ошибки:
- в согласовании прилагательных с существительным ("зеленый трава", "высокий дерево";
- в согласовании существительных с числительными ("пять шара", "десять пуговицов", " пять яблоков", "три деревья").
При исследовании конструкций с предлогами за, перед, околоотмечались трудности, а также смешения предлогов на
и над
, под
и в
. В экспрессивной речи наблюдалось опускание предлогов в
, из
, отсутствие предлогов около
, между
, через
.
Таким образом, у детей с трудностями в обучении бедны и нечетки морфологические обобщения, представления о морфологическом составе слова. Следовательно, результаты нашего исследования подтвердили имеющиеся сведения о недостаточности сформированности грамматического строя речи у детей с трудностями в обучении и выявили специфические и морфологические нарушения;
- у испытуемых с трудностями в обучении особенно нарушена функция словообразования.
Характеристика синтаксических нарушений грамматического строя речи
Как показали результаты исследования сложности у детей с трудностями в обучении наблюдаются в фразовой речи, при конструировании предложений.
Типы предложений, употребляемых учащимися представлены в таблице 6, 7.
Таблица 6 Состав предложений у детей с трудностями в обучении
№ п/п |
Имена испытуемых |
Предложения из | ||||
1-2 слова |
3-5 слов |
6-8 слов | ||||
1. 2. 3. 4. |
Лена Б. Оля Б. Сергей В. Миша Г. Андрей Д. Настя Д. Алина Е. Даша Ж. |
+ + |
+ + + + |
+ + | ||
9. |
Стас З. |
+ | ||||
10. |
Кирилл З. |
+ | ||||
11. |
Оля И. |
+ | ||||
12. |
Сергей К. |
+ | ||||
13. |
Наташа Л. |
+ | ||||
14. |
Антон Л. |
+ | ||||
15. |
Никита М. |
+ | ||||
16. |
Сергей И |
+ | ||||
17. |
Лена М. |
+ | ||||
18. |
Дина Н. |
+ | ||||
19. |
Рита 0. |
+ | ||||
20. |
Дима Р. |
+ | ||||
Всего человек |
2 |
12 |
6 | |||
% |
10% |
60% |
30% | |||
Общая характеристика познавательных возможностей учащихся
Познавательные возможности учащихся – это совокупность физиологических, психологических и моральных качеств личности, а также опосредуемых его внешних условий, которые в единстве обеспечивают определенную успешность осуществления учебной деятельности учащихся [1]. Психологи подразделяют учащихся по ...
Понятие «ценность», «ценностное отношение»
Ценности - специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительные или отрицательные значения для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное), заключенные в явлениях общественной жизни и природы. По мнению М. Вебера - ценность - термин, широ ...
Дидактические средства, используемые на уроках литературного чтения для
самостоятельной работы
Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (дидактические средства). Под ними чаще всего понимаются учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др. Однако нужно иметь в виду, что "средства обучения" имеют и более широкий ...