Изучение особенностей грамматического строя речи у нормально развивающихся детей и у детей с трудностями в обучении

Новое образование » Коррекционная направленность педагогической работы по формированию грамматического строя речи у детей с трудностями в обучении » Изучение особенностей грамматического строя речи у нормально развивающихся детей и у детей с трудностями в обучении

Страница 1

На данном этапе работы ставились следующие задачи:

- выявить механизм аграмматизма в грамматическом оформлении высказываний у учащихся в норме и при патологии;

- определить принципы и методы обучения в формировании грамматического строя речи и апробировать их на уроках и коррекционных занятиях;

- определить динамику развития грамматической стороны речи у детей с трудностями в обучении после коррекционных занятий.

Для реализации этих задач были использованы методы исследования: метод эксперимента (констатирующего, поискового, обучающего, контрольного).

Исследование проводилось в интегрированных классах на базе СШ №62 и СШ №58 г.Гомеля.

Исследование было организовано в три этапа:

1. Проведение констатирующего эксперимента. На этом этапе ставилась задача: выявить уровень развития грамматической стороны речи у детей нормально развивающихся и у детей с трудностями в обучении.

2. Формирующий эксперимент. На этом этапе ставилась задача: преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений.

3. Контрольный эксперимент. На этом этапе ставились следующие задачи: определить уровень развития грамматической стороны речи у детей с трудностями в обучении после коррекционного обучения; определить динамику развития грамматической стороны речи.

На этом этапе методом исследования выступило: метод контрольного эксперимента, а также сравнительный анализ по первому и второму этапу исследования.

Методика констатирующего эксперимента

В ходе исследования функции словоизменения проверяется наличие у ребенка основных форм грамматического изменения слов.

Задание 1.

Установить, различает ли ребенок грамматические формы единственного и множественного числа существительных.

В качестве дидактического материала служат следующие парные предметные картинки: шар - шары, стол - столы, картина - картины, кукла - куклы, кошка - кошки, топор -топоры. Логопед предлагает назвать один предмет: "Скажи, что это?" "А если их много, как сказать?" Что это? (указывается на множество предметов).

Задание 2.

Установить, умеет ли ребенок употреблять падежные формы существительных. Это выявляется в процессе демонстрации предмета и действия с ним.

Задание 3.

Установить, различает ли ребенок мужской и женский род у глаголов прошедшего времени. В качестве дидактического материала служат картинки. На одной из них изображена упавшая девочка, на другой упавший мальчик. Ребенку объясняется, что девочку и мальчика зовут одинаково, например Женя. Далее предлагается угадать, о ком говорит логопед - о мальчике или о девочке. "Покажи, где Женя нарисовал цветок? Покажи, где Женя нарисовала цветок?" "Покажи, где Женя поймал бабочку? Покажи, где Женя поймала бабочку?" "Где Женя разбила вазу? Где Женя разбил вазу?".

В ходе исследования функции словообразования выясняется способность ребенка к использованию следующих способов словообразования по степени их нарастающей сложности.

Задание 1.

Установить, понимает ли ребенок значение уменьшительно-ласкательных форм имени существительного. В качестве дидактического материала служат картинки с изображением одного и того же предмета разной величины. Предварительно логопед должен объяснить, что маленькие предметы он будет называть ласково, нежно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Особенности грамматического строя речи у нормально развивающихся детей и у детей с трудностями в обучении
Овладение грамматическим строем речи предполагает усвоение как парадигматических, так и синтагматических связей. В процессе формирования грамматического строя речи осуществляется выделение, первоначально на практическом, неосознанном уровне, морфем и соотнесении их с лексическим или грамматическим ...

Проблемы модернизации профессионального образования и пути их решения
На сегодняшний день проявились такие глобальные проблемы человечества, как экологические, гуманитарные, информационные и другие угрозы. Глобализация задела все структуры человеческого бытия, все институты культуры, а также саму систему образования. Суть образования оказалась практически сведена к о ...

Мотивация и ее роль в изучении иностранного языка
Управление мотивацией в изучении иностранного языка является одной из центральных проблем методики преподавания. Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности. Изучение и правильное использование действующих мотивов, направ ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru