Большая печь, а маленькая .
Большой дом, а маленький .
Большой стол, а маленький .
Большая ложка, а маленькая .
Большое яблоко, а маленькое .
Задание 2.
Установить, умеет ли ребенок образовывать относительные прилагательные от существительных.
Логопед предлагает ребенку закончить каждое из словосочетаний, например: дом из кирпичей . (кирпичный)
Подушка из пуха
Варенье из груш .
Лапа волка .
Сок из апельсина
Задание 3.
Установить, понимает ли ребенок значение префиксальных изменений глагольных форм. На картинках изображаются противоположные действия, название которых выражаются одной и той же основой глагола, но значения меняются в зависимости от приставок. Ребенку предлагается показать:
Где мальчик входит, а где выходит?
Какая девочка наливает воду, а какая выливает?
Какой мальчик одевается, А какой раздевается?
Где машина подъезжает, а где уезжает?
Где девочка идет, а где пришла?
Для исследования синтаксической структуры предложения, было предложено детям составить предложение по картинке.
Результаты констатирующего эксперимента
Исследование грамматического строя речи включало изучение навыков словообразования, словоизменения, а также конструировать предложения.
Особенности грамматического строя речи у разных групп учащихся представлены в таблице 1.
Таблица 1. Особенности грамматического строя речи у испытуемых, в %
Испытуемые |
средний результат | ||||
словообразование |
словоизменение |
конструирование предложений | |||
1-2 слова |
3-5 слов |
6-8 слов | |||
Дети с трудн. в обучении |
58 |
61 |
10 |
60 |
30 |
Учащиеся массовой школы |
85 |
93 |
- |
100 |
80 |
Анализ полученных результатов показывает, что у детей с трудностями в обучении наблюдаются сложности на синтаксической основе при конструировании предложений.
Среди морфологических нарушений преобладают ошибки в словообразовании (42%, правильно выполненных заданий 58%)
Таким образом, у детей с трудностями в обучении наблюдается нарушение грамматического строя речи, которое проявляется в нарушении морфологических и синтаксических ошибок.
Характеристика морфологических нарушений грамматического строя речи
С целью выявления особенностей грамматического строя мы прежде всего изучили строение морфологической системы языка у испытуемых.
Проблема соотношения изучения социального опыта и формирования собственного
опыта учащихся в различных видах деятельности
Уже достаточно давно сформировался взгляд на содержание образования как на социальный опыт, включающий знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, нравственные и другие социальные ценности. Принято считать, что этот опыт представлен в содержании учебных предметов. Но содержание школьного ...
Урок-лабораторная работа по теме «Агрегатные состояния вещества»
Тема: Агрегатные состояния вещества Тип урока: урок-лабораторная работа Цели: Обучающая - проверить знание у учащихся понятий: плавление, кристаллизация, парообразование, температура плавления, отвердевания и кипения; научить учащихся применять знания, полученные при изучении темы “Тепловые явления ...
Планируемые направления и мероприятия по развитию системы образования
Тверской области
образование малокомплектный школа финансирование В 2020 году первые учащиеся, начавшие в 2010 году обучение в условиях новых ФГОС, завершат срок обучения на 1 и 2 ступени и перейдут на завершающую 3 ступень школьного образования. Поэтому к 2020 году необходимо не только создать, но и заложить механ ...