Большая печь, а маленькая .
Большой дом, а маленький .
Большой стол, а маленький .
Большая ложка, а маленькая .
Большое яблоко, а маленькое .
Задание 2.
Установить, умеет ли ребенок образовывать относительные прилагательные от существительных.
Логопед предлагает ребенку закончить каждое из словосочетаний, например: дом из кирпичей . (кирпичный)
Подушка из пуха
Варенье из груш .
Лапа волка .
Сок из апельсина
Задание 3.
Установить, понимает ли ребенок значение префиксальных изменений глагольных форм. На картинках изображаются противоположные действия, название которых выражаются одной и той же основой глагола, но значения меняются в зависимости от приставок. Ребенку предлагается показать:
Где мальчик входит, а где выходит?
Какая девочка наливает воду, а какая выливает?
Какой мальчик одевается, А какой раздевается?
Где машина подъезжает, а где уезжает?
Где девочка идет, а где пришла?
Для исследования синтаксической структуры предложения, было предложено детям составить предложение по картинке.
Результаты констатирующего эксперимента
Исследование грамматического строя речи включало изучение навыков словообразования, словоизменения, а также конструировать предложения.
Особенности грамматического строя речи у разных групп учащихся представлены в таблице 1.
Таблица 1. Особенности грамматического строя речи у испытуемых, в %
Испытуемые |
средний результат | ||||
словообразование |
словоизменение |
конструирование предложений | |||
1-2 слова |
3-5 слов |
6-8 слов | |||
Дети с трудн. в обучении |
58 |
61 |
10 |
60 |
30 |
Учащиеся массовой школы |
85 |
93 |
- |
100 |
80 |
Анализ полученных результатов показывает, что у детей с трудностями в обучении наблюдаются сложности на синтаксической основе при конструировании предложений.
Среди морфологических нарушений преобладают ошибки в словообразовании (42%, правильно выполненных заданий 58%)
Таким образом, у детей с трудностями в обучении наблюдается нарушение грамматического строя речи, которое проявляется в нарушении морфологических и синтаксических ошибок.
Характеристика морфологических нарушений грамматического строя речи
С целью выявления особенностей грамматического строя мы прежде всего изучили строение морфологической системы языка у испытуемых.
Принципы, цели и задачи эксперимента. Характеристика
контингента
Диагностическая работа с детьми подчиняется основным законам диагностического исследования. Ребенок – это специфический объект исследования, его психика находится в стадии становления, развития, поэтому при ее изучении мы будем руководствоваться определенными принципами: Принцип гуманизма – любое и ...
Образование как система и процесс
Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня. Основные элементы образования как макросистемы, имеющей государственный статус, — это системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и послевузовского дополнительного образования. Содержа ...
Воспитание толерантности в системе образования
Образование подрастающих поколений, обеспечивая механизм трансляции этнического наследия новым поколениям, призвано, вместе с тем, обеспечить и интеграционные процессы, заложить основы для понимания и общения с другими культурами, нацеливать на умение поддерживать и развивать диалог культур. Этим з ...