Общая характеристика познавательных возможностей учащихся

Страница 1

Познавательные возможности учащихся – это совокупность физиологических, психологических и моральных качеств личности, а также опосредуемых его внешних условий, которые в единстве обеспечивают определенную успешность осуществления учебной деятельности учащихся [1].

Психологи подразделяют учащихся по обучаемости на слабых и хорошо подготовленных, но существует также категория среднеуспевающих учеников. Такое подразделение, произведенное по объективным показателям, во многом упрощает измерение познавательных возможностей любого учебного класса.

Главным показателем познавательных возможностей учащихся, является их обучаемость. Умелое практическое использование этого показателя на уроках повышает качество обучения предмету, так как позволяет работать с полной нагрузкой всех учащихся.

В ходе обучения нужно следить за динамикой успехов каждого ученика. Как правило, на уроках учителя проверяют лишь знания, но это не выявляет полной картины познавательных возможностей школьников. При анализе ответов учащихся, необходимо учитывать степень их самостоятельности, затрату мыслительных усилий и воображение на их подготовку и изложение [2].

Наиболее полно обучаемость измеряется степенью самостоятельности учащихся. Творческая самостоятельность в учебной и в не учебной работе – является показателем высшей обучаемости школьников. Действия педагогов являются для обучаемых образом, но не готовым шаблоном. При задаче самостоятельного поиска способов мышления учащийся опирается на уже известное ему. Поиск учеником способа действий для конкретного случая психологии называют ориентировкой или ориентировочной частью действия. Она может осуществляться по-разному, в зависимости от соотношения старых знаний и новизны ситуации, к которой их надо применить. Иначе говоря, действия осуществляются на определенной ориентировочной основе.

Познавательные возможности связанны не только с содержанием учебного материала, но и целями урока. Именно цели, составленные на основе содержания к познавательным возможностям класса, могут указать, как работать над содержанием урока, чтобы оно было действительно оптимальным для данного класса. Именно цели показывают, какие образы, понятия, идеи, закономерности или их существенные признаки предстоит усвоить учеником в доступной форме для полноценного исторического образования, какие взгляды, убеждения и чувства будет формировать содержание этого урока, какие познавательные способности и умения учащихся будут развиваться на этом уроке [3].

Приемы и средства преподавания учителя, избранные с учетом познавательных возможностей учащихся, могут разъяснить или, наоборот затушевать, изложить проблемно сущность теоретического материала. Первое, необходимо для слабых, а второе, для сильных учащихся. Приемы и средства помогают усилить образное звучание и эмоциональную выразительность главных исторических фактов, их важнейших составных частей и деталей, передать кратко и сжато не главные факты, а другой аналогично им фактический материал. То и другое необходимо всем ученикам класса.

Правильно примененные приемы и средства учения в состоянии помочь слабым ученикам лучше разобраться в сложном материале и полноценно, в меру своих сил, усвоить его. Хорошо успевающих учащихся данные приемы могут организовать на перестройку и углубленное осмысление теоретического материала, усвоение его в неизменном или преобразованном виде, либо поставить их перед необходимостью провести самостоятельный творческий поиск существенного, найти и глубоко усвоить его без значительной помощи учителя. У всех учащихся они смогут вызвать чувство сопричастия к изучаемым событиям и явлениям прошлого, сопереживание и усвоение их в эмоционально-образной форме [4].

Рассмотрим связи познавательных возможностей учащихся со смежными факторами процесса обучения на уроке "Начало Крымской войны".

Путем структурно-функционального анализа в качестве главного теоретического положения в содержании урока выделяется восточный вопрос. Остальной теоретический материал считается неглавным, конкретизирующим основные признаки восточного вопроса. Такая логическая обработка теоретического содержания урока проведена для слабо подготовленных учеников, которым трудно в полном объеме запомнить все перипетии столкновений интересов европейских государств на Ближнем Востоке. А как быть с хорошо подготовленными учениками? Их нагрузку должно усилить оперирование теоретическим материалом.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Адаптивность – необходимое профессионально значимое качество учителя
Профессия педагога - одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Если процесс обучения детей учителем прекратится, то ...

Охрана окружающей среды
В тревожной, а подчас и угрожающей экологической ситуации первостепенной образовательно-воспитательной целью должно быть формирование у подрастающего поколения высокого уровня экологической культуры. Экологическая культура, экологическое мышление должны стать приоритетными ценностями каждой личност ...

Роль и место практических методов в разделе «Технология обработки конструкционных материалов. Элементы машиноведения»
Одно из требований, которое определяет выбор методов и методических приемов обучения - их разнообразие. Однако разнообразие методов - не самоцель. Различные методы требуют включения в процесс усвоения различных органов чувств: слуха (объяснения, беседа), зрения (демонстрация средств наглядности, по ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru