Для реализации поставленной цели экспериментального исследования особенностей двигательной памяти у старших дошкольников с моторной алалией был проведен констатирующий эксперимент. В эксперименте приняли участие 40 детей в возрасте 5-7 лет, из них – 20 нормально говорящих детей (дошкольное учреждение №22 г. Бобруйска) и 20 детей с моторной алалией (специальное дошкольное учреждение г. Бобруйска; детские сады г. Минска: № 206, № 209 (группы для детей с тяжелыми нарушениями речи), № 304).
Детям предлагались пробы, исследующие общую, мелкую моторику и оральный праксис. Эксперимент проводился в индивидуальном порядке. Для исследования было выбрано 14 проб.
Обследование общей моторики
1 Движения туловища
2 движения рук и плечевого пояса
3 движение ног и равновесие
4 исследование статической координации движений
5 исследование динамической координации движений
6 исследование переключаемости движений
7 исследование произвольного торможения движений
8 исследование наличия или отсутствия движения
Обследование мелкой моторики
1 кинестетическая основа движений пальцев рук
2 кинетическая основа движений пальцев рук
3 исследование произвольной моторики пальцев рук
Исследование запоминания движений орального праксиса
1 исследование объёма и качества движений губ
2 исследование объёма и качества движений мышц щёк
3 исследование объёма и качества движений языка
При каждом предъявлении инструкции у ребёнка спрашивалось всё ли ему понятно.
Обследование общей моторики.
Движения туловища.
Инструкция, предъявляемая ребенку: «Давай с тобой поиграем. Я тебе буду показывать движения, а ты повторяй за мной и запоминай, а потом, когда я тебя попрошу, покажешь их мне». Перед экспериментом проверяется понимание ребенком инструкции.
покачай головой как маятник часов (тик-так, тик-так);
нагнись и представь, как будто бы ты поднимаешь с пола бумажку (коленки не сгибай);
встань;
сядь на корточки вытяни руки вперёд;
поднимись и стань ровно.
А теперь давай всё вместе на 1 - покачай головой как маятник часов (тик-так, тик-так); на 2 - нагнись и представь, как будто бы ты поднимаешь с пола бумажку (коленки не сгибай) и т. д.
А теперь сам(а). Когда я говорю 1, ты вспоминаешь, какое мы делали движение на эту цифру и показываешь мне 2, 3 …
Движения рук и плечевого пояса.
Инструкция, предъявляемая ребенку:
Расставь руки в стороны как крылья самолета;
ручки вверх дотянись до неба;
руки на плечи (чтобы получились колечки);
на пояс;
вперёд, перед собой.
Движение ног и равновесие.
Инструкция, предъявляемая ребенку:
Покажи, каким ты был, когда был маленьким (присесть).
Покажи, как петушок стоит на одной ножке (правой).
Покажи, как петушок стоит на одной ножке (левой).
Попрыгай на 1 ножке.
На второй.
А теперь на двух.
А покажи, пожалуйста, как шагает солдат (высоко поднимая ноги).
А теперь давай вспоминать, что мы делали сначала? А что потом? (при необходимости повторить всё сначала (повторение учитывается в выставлении баллов).
Исследование статической координации движений.
Инструкция, предъявляемая ребенку:
Поставь, пожалуйста, ножки так, чтобы носочек одной ноги упирался в пятку другой (при необходимости показать). А теперь выставь ручки вперёд перед собой, закрой глазки и посчитай до 5. Молодец. Открывай глаза и становись ровненько.
Исследование динамической координации движений.
Инструкция, предъявляемая ребенку:
Проблема
замены недостающих зрительных образов у слепых детей
Для слепого ребенка та же самая проблема недоразвития высших функций в связи с коллективной деятельностью находит конкретное выражение в совершенно других областях поведения и мышления. Если правильно разобраться в этой проблеме, то корни ее обнаружат сходство с теми корнями, которое мы рассматрива ...
Комплекс форм, методов и приемов воспитания как условие эффективного
освоения воспитанниками содержания воспитания
Метод воспитания в педагогике рассматривается как способ достижения заданной цели на основе организации педагогически целесообразного взаимодействия воспитателя и воспитанника. Метод воспитания (от греческого методос – путь) - это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главн ...
Система ценностей, составляющих основу воспитательного потенциала народных
сказок
Рассмотрим классификацию сказок. Она с некоторыми вариантами присуща сказкам всех народов. Чаще всего первыми сказками для самых маленьких становятся сказки о животных. Герои таких сказок наделены человеческими чертами, и каждый из них воплощает в себе, как правило, какое-то одно свойство человечес ...