Организация и методики исследования

Страница 1

Для реализации поставленной цели экспериментального исследования особенностей двигательной памяти у старших дошкольников с моторной алалией был проведен констатирующий эксперимент. В эксперименте приняли участие 40 детей в возрасте 5-7 лет, из них – 20 нормально говорящих детей (дошкольное учреждение №22 г. Бобруйска) и 20 детей с моторной алалией (специальное дошкольное учреждение г. Бобруйска; детские сады г. Минска: № 206, № 209 (группы для детей с тяжелыми нарушениями речи), № 304).

Детям предлагались пробы, исследующие общую, мелкую моторику и оральный праксис. Эксперимент проводился в индивидуальном порядке. Для исследования было выбрано 14 проб.

Обследование общей моторики

1 Движения туловища

2 движения рук и плечевого пояса

3 движение ног и равновесие

4 исследование статической координации движений

5 исследование динамической координации движений

6 исследование переключаемости движений

7 исследование произвольного торможения движений

8 исследование наличия или отсутствия движения

Обследование мелкой моторики

1 кинестетическая основа движений пальцев рук

2 кинетическая основа движений пальцев рук

3 исследование произвольной моторики пальцев рук

Исследование запоминания движений орального праксиса

1 исследование объёма и качества движений губ

2 исследование объёма и качества движений мышц щёк

3 исследование объёма и качества движений языка

При каждом предъявлении инструкции у ребёнка спрашивалось всё ли ему понятно.

Обследование общей моторики.

Движения туловища.

Инструкция, предъявляемая ребенку: «Давай с тобой поиграем. Я тебе буду показывать движения, а ты повторяй за мной и запоминай, а потом, когда я тебя попрошу, покажешь их мне». Перед экспериментом проверяется понимание ребенком инструкции.

покачай головой как маятник часов (тик-так, тик-так);

нагнись и представь, как будто бы ты поднимаешь с пола бумажку (коленки не сгибай);

встань;

сядь на корточки вытяни руки вперёд;

поднимись и стань ровно.

А теперь давай всё вместе на 1 - покачай головой как маятник часов (тик-так, тик-так); на 2 - нагнись и представь, как будто бы ты поднимаешь с пола бумажку (коленки не сгибай) и т. д.

А теперь сам(а). Когда я говорю 1, ты вспоминаешь, какое мы делали движение на эту цифру и показываешь мне 2, 3 …

Движения рук и плечевого пояса.

Инструкция, предъявляемая ребенку:

Расставь руки в стороны как крылья самолета;

ручки вверх дотянись до неба;

руки на плечи (чтобы получились колечки);

на пояс;

вперёд, перед собой.

Движение ног и равновесие.

Инструкция, предъявляемая ребенку:

Покажи, каким ты был, когда был маленьким (присесть).

Покажи, как петушок стоит на одной ножке (правой).

Покажи, как петушок стоит на одной ножке (левой).

Попрыгай на 1 ножке.

На второй.

А теперь на двух.

А покажи, пожалуйста, как шагает солдат (высоко поднимая ноги).

А теперь давай вспоминать, что мы делали сначала? А что потом? (при необходимости повторить всё сначала (повторение учитывается в выставлении баллов).

Исследование статической координации движений.

Инструкция, предъявляемая ребенку:

Поставь, пожалуйста, ножки так, чтобы носочек одной ноги упирался в пятку другой (при необходимости показать). А теперь выставь ручки вперёд перед собой, закрой глазки и посчитай до 5. Молодец. Открывай глаза и становись ровненько.

Исследование динамической координации движений.

Инструкция, предъявляемая ребенку:

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Особенности развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников
В настоящее время, бесспорно, что чувственные образы, представления имеют существенное значение в умственном развитии ребенка. Вместе с тем в ряде исследований показано, что план представлений, план образного мышления недостаточно произволен, управляем даже у взрослых людей. Некоторые авторы пишут ...

Методы и приемы обучения родному языку на занятиях
Программа развития речи реализуется в той или иной деятельности детей (учебной, игровой, трудовой, бытовой). Поскольку воспитание в широком смысле (и входящее в это понятие формирование речи) осуществляется взрослым через какую-нибудь деятельность, эти виды деятельности можно условно назвать средст ...

Правописание количественных числительных
1. Числительное 4 пишется на конце с е (четыре), в творительном падеже - с ь после р (четырьмя). 2. Числительное 11 пишется с двумя н (одиннадцать). 3. В числительных от 5 до 20 и 30 ь ставится только в конце слова (пять, семь, восемь, шестнадцать, восемнадцать и т. д.), Слова седьмой, восьмой, вос ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru