Приоритетные направления в работе по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Новое образование » Обучение и воспитание детей с этнокультурным уклоном » Приоритетные направления в работе по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Страница 1

1. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками. Загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевностью детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

2. Большое место должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

3. Очень важно познакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Знакомство с традициями и обычаями рядом живущих народов — одно из направлений работы по этнопедагогике. Занятия развивают у детей уважение к старшему поколению, ко всему окружающему его миру, к своему внутреннему «Я». Ненавязчивое, но постоянное предложение правил этикета и приобщения через адаптационные процессы к изменяющимся условиям внешней среды межпредметного общения дают ребенку широкий диапазон навыков для формирования национального самосознания, уважения к себе, родственникам, окружающим людям, родителям, воспитания патриотизма к своей Родине.

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако, не всё к этому сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведёт к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Мадест Петрович Мусоргский сказал: «Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей – это национальная трагедия и угроза самому существованию нации.

В наши дни, когда дети большую часть жизни дети проводят вне дома, вне семьи, когда во многом ослаблены связи не только с родственниками, но даже с родителями, когда наблюдается огромный дефицит общения ребенка со взрослыми и, самое страшное, с родителями, - наносится непоправимый урон физическому и духовному здоровью детей.

Семья теряет свою былую ведущую роль. Дети не получают элементарных представлений о народных обычаях, о народной культуре, страдают нравственные устои! «Дети и народная культура». «Традиционная культура каждого народа уникальна и необъятна. Тысячелетиями складываются мировоззрение, жизненный уклад, нормы поведения, искусство и ремесла народа. Историческое время и повседневная жизнь отсеивают все, что противоречит экологическим, климатическим условиям, складу национального характера и здравому смыслу. В глубинах народного бытия рождались неписаные правила, формировались законы сохранения здоровья народа, продолжения рода, его обращенность в будущее. Интонационная, пластическая, музыкальная, танцевальная, педагогическая, трудовая культура каждого народа – это не «музейное», а живое, творческое явление, которое должно развиваться поступательно и включаться в современную жизнь подрастающих поколений. Народная культура донесла до наших дней древние традиции, которые не должны быть утеряны и стерты урбанизированной массовой культурой. Велика ценность народных традиций, ибо они определяют самобытность, уникальность социально – исторического опыта народа и являются оптимальными.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Требования к организации любого вида развивающей деятельности
Выделим ряд принципиальных требований, которые предопределяют технологию организации любого вида развивающей деятельности. Прежде всего при организации такой деятельности следует исходить из необходимости подчинения предметного результата воспитательному в виде качественных материальных и идеальных ...

Сущность непрерывного образования
Идея непрерывного образования занимает заметное место в ряду прогрессивных идей культуры XX в. Общечеловеческая и философская значимость этой идеи велика, так как смысл ее заключается в том, чтобы обеспечить каждому человеку постоянное развитие, совершенствование, творческое обновление на протяжени ...

Психолого-педагогические аспекты воспитания
С точки зрения психолого-педагогической правильное воспитание представляет собой научно-обоснованное общение людей, рассчитанное на развитие каждого из них как личности. Воспитательное воздействие человека на человека предполагает правильное восприятие и оценку друг друга людьми, которые вовлечены ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru