Содержание и структура обследования мышления и речи детей с ЗПР и детей с нормальным речевым развитием

Новое образование » Основные характерные трудности мыслительных процессов и связной речи у дошкольников с ЗПР » Содержание и структура обследования мышления и речи детей с ЗПР и детей с нормальным речевым развитием

Страница 1

Для исследования мыслительных операций и речи детям были предложены 10 различных тестов.

Классификация.

Исключение лишнего.

Что в начале, что потом?

Скрытый смысл картин.

Нелепицы.

Загадки.

Времена года.

Чего не хватает?

Аналитические задачи.

Пересказ текста «Утята».

С №1 – №8 диагностики описаны в работе С.Д. Забрамной, О.В. Боровик. Диагностика № 9 составлена Н.В. Бабкиной, № 10 диагностика разработанна с опорой на исследования Р.И. Лалаевой.

1. Диагностика способности к обобщению и абстрагированию, способности группировки объектов на основе существенных признаков, способности устанавливать логические связи, работоспособность. «Классификация предметов».

Детям предъявляют набор карточек, на каждой из которых изображено по одному предмету. При этом дают инструкцию: «Разложи карточки по группам – что к чему подходит». Необходимо выяснить, что ребенок положил в основу объединения, и каким словом обозначил ту или иную группу предметов. Затем дают следующую инструкцию: «Сделай так, чтобы групп было меньше. Скажи, какие группы можно объединить и как их можно назвать?». Важно выяснить, какие признаки ребенок кладет в основу нового объединения (существенные, случайные, внешние).

Оценка:

5 баллов – ребенок решил поставленную перед ним задачу.

4 балла – встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно, иногда с помощью уточняющего вопроса.

3 балла – ребенок испытывает трудности при укрупнение групп, в процессе работы нуждается в организующей помощи.

2 балла – ребенок испытывает трудности в объединении предметов в группы.

1 балл – ребенок не справился с заданием.

2. Диагностика способности к обобщению и абстрагированию, умению выделять существенные признаки – «Исключение лишнего» - исследование на предметном и на вербальном материале.

Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:

¾ Что здесь лишнее?

¾ Почему? Назови, чем отличается.

¾ Как, одним словом можно назвать три оставшиеся предмета?

Оценка:

5 баллов – дети справляются с вербальным вариантом задания и способны сделать правильное обобщение, употребляя при этом адекватные родовые понятия.

4 балла – относятся дети, правильно выполняющие вербальный вариант задания, однако нуждающийся при этом в средствах внешнего дисциплинирования мыслительной деятельности (наводящие вопросы, повторение задания). Они владеют необходимыми родовыми понятиями, но им трудно сосредоточится, держать задание в памяти необходимый отрезок времени. Предметный вариант методики никаких трудностей у этих детей не вызывает.

3 балла – для детей требуется неоднократное повторение задания для поддержания внимания. Они с трудом припоминают названия некоторых предметов, но сложнее всего им дается подбор обобщающего слова для обозначения той или иной группы объектов.

2 балла – относятся дети, которые выполняют задания только на наглядном материале. Трудно им дается подбор обобщающего слова.

1 балл – относятся дети, полностью не справившиеся с заданием.

3. Диагностика уровня пространственно-временными и причинно-следственными связями. Однако методика несколько изменена с целью исследования особенностей речевой деятельности ребенка. «Составление рассказа по серии сюжетных картинок».

Ребенку предлагают четыре картинки. Это история про снеговичка. «Посмотри внимательно, подумай, что было сначала, что произошло потом, чем все закончилось. Разложи картинки по порядку. Придумай и расскажи, что случилось со снеговичком и почему это произошло».

Оценка:

5 баллов – ребенок рассматривает картинки внимательно, с интересом, серию раскладывает самостоятельно, без ошибок, рассказ составлен самостоятельно, соответствует изображенной ситуации, сохранены все смысловые звенья, соблюдена последовательность, определены временные и причинно-следственные связи между событиями, используются разнообразные лексические средства, соблюдены грамматические нормы языка.

4 балла – картинки рассматривает внимательно, серию раскладывает самостоятельно, ошибки замечает и исправляет их без помощи взрослого, рассказ составлен в основном самостоятельно, соответствует изображенной ситуации, основные смысловые звенья сохранены, последовательность не нарушена, временные и причинно-следственные связи определены, отмечается не резко выраженные нарушения связности повествования, недостаточная развернутость высказываний, лексический запас хороший, в грамматическом оформлении допускает ошибки, но замечает и исправляет их самостоятельно, иногда с помощью уточняющего вопроса.

3 балла – серию раскладывает с ошибками, при исправлении ошибок требуется помощь в виде уточняющих вопросов, иногда прямых указаний, контекстных подсказок; рассказ в основном соответствует изображенной ситуации, отдельные звенья пропущены, при составлении рассказа требуется помощь в виде вопросов, указаний на картинку, деталь; связность повествований нарушена, отмечаются замены слов, расширение и сужение значения, проявляется аграмматизм.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Развитие познавательных умений учащихся при изучении исторических источников
познавательный учащийся исторический гражданский право В процессе изучения истории большую роль играет работа с историческими источниками. Источники значительно расширяют круг социальной информации, осваиваемой учащимися, и, что не менее важно, служат основой для развития познавательной активности ...

Тема «Кальций и его соединения» в школьном курсе химии
Химия – одна из стремительно развивающихся областей знания, результаты ее ускоренного развития в макро- и микромасштабах проявляются в повседневной жизни. А вот время на изучение этой дисциплины в школе неуклонно сокращается. И это не может не увеличивать пропасть между наукой и содержанием школьно ...

О задачах и проблемах учеников в инокультурной среде
Первая задача для человека, попавшего в инокультурную школу, это учить язык, на котором ведется преподавание. В школах в этом почти не помогают, и школьнику приходится просто впитывать этот язык из среды самому, сначала очень пассивно, а позже понемногу начиная самому использовать запомнившиеся сло ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru