В тревожной, а подчас и угрожающей экологической ситуации первостепенной образовательно-воспитательной целью должно быть формирование у подрастающего поколения высокого уровня экологической культуры. Экологическая культура, экологическое мышление должны стать приоритетными ценностями каждой личности, каждого россиянина (Сафонова, 2006).
Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование научных и практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности.
Однако в России система образования заметно отчуждена от проблем современного мира, слабо готовит учащихся к решению стоящих перед обществом социальных, экономических и экологических проблем на уровнях от местного до глобального и редко подкрепляет знания и умения действиями (Егорова, 2004). Вместе с тем, есть возможность участия в международных программах экообразования, которые интегрируют теорию с практикой.
Одной из таких программ является “Садовая мозаика” – программа дополнительного экологического образования, направленная на изучение учащимися окружающей среды в городских микрорайонах через исследования и практические акции, а также в контексте межкультурного и межвозрастного общения. “Садовая мозаика” разработана в 2001 г. в Корнельском университете с привлечением учителей-экологов и педагогов дополнительного образования и рассчитана на средний и старший школьный возраст. Методические пособия для учителей доступны в печатном виде, на DVD и на сайте “Садовой мозаики” на английском языке (www.gardenmosaics.org). Учащиеся проводят несколько типов исследований и практических акций, связанных с зелеными зонами города, знаниями местных людей и культурой, а также проводят разные практические акции.
Успешная реализация задач экологического воспитания и образования – одна из основ профессиональной подготовки рабочих в профессиональном учебном заведении. Это позволит учащимся развить как можно больше знаний, умений и ценностей, которые необходимы, чтобы быть активными и информированными гражданами в процессе формирования устойчивого развития, вносящим свой вклад в лучшее будущее и в лучший мир.
Поэтому нами разработана примерная программа для учащихся ПТУ, составленная и подготовленная по материалам Межрегиональной научно-практической конференции проходившей в г. Томске в 2006 г.
Главная цель преподавания экологии на этом уровне — комплексный глубокий анализ экологических проблем, причин их возникновения, способов ликвидации, знание перспективных моделей устойчивого развития общества и существования будущего человечества с целью окончательного утверждения экологического мировоззрения и экологической культуры в целом.
В результате изучения экологии учащиеся должны знать: учения об экосистеме, биосфере и ноосфере; экологические проблемы и пути их решения в лесном, водном и сельском хозяйстве, промышленности; причины и тенденции развития проблем социальной экологии (урбанизация, демография, здоровье населения); нравственно-этические основы экологической культуры; конституционные права и обязанности каждого гражданина РФ в деле охраны природы, международные соглашения по охране природы, концепции устойчивого развития мира в целом и России в частности.
Особенности и закономерности развития интеллекта у детей
Изучение этого вопроса связано, прежде всего, с именем швейцарского психолога Жана Пиаже. Начиная с 20-х гг. ХХ в. он в течение 50 лет занимался теоретическими и практическими вопросами детского интеллекта. Рассмотрим факты, установленные Пиаже. Важнейшие из них: открытие эгоцентрического характера ...
Методы и методики исследования
Следуя гипотезе нашего исследования, мы применили психодиагностические методы и методики, использовали стандартные приемы статистической обработки данных и приемы качественного анализа (дифференциацию, типологию, описание). Были использованы следующие методы: 1. биографический; 2. математическая ст ...
Семья как социально-психологический фактор воспитания
Своеобразным коллективом, который играет существенную роль в воспитании личности, является семья. Семья играет в воспитании основную, долговременную роль. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждения и холодности - все ...