Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкальной выразительности исполнения у младших школьников

Новое образование » Развитие музыкальной выразительности исполнения у младших школьников в кружке фортепиано » Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкальной выразительности исполнения у младших школьников

Страница 5

Нередко педагоги-музыканты пользуются в качестве своего рода аналогов к музыкальным произведениям репродукциями картин известных живописцев, которые совпадают по своему эмоциональному тонусу и художественной образности с содержанием музыки. Также можно использовать поэтический и литературный материал – стихотворения, фрагменты сказок и литературных сочинений и т.д. По словам А.Г. Каузовой, «…для художественно-образного слышания музыки во всем ее богатстве и разнообразии особенно важными представляются творческие связи с живописью и – через слово – с литературой, философией, театром».

Метод полихудожественного уподобления оказывает благотворное влияние на процесс музыкального восприятия, усиливая и оживляя его. Данный метод работы содержит в себе «азы», зачатки межпредметных связей, актуальных и действенных именно в «педагогике искусства». А также, по нашему мнению, косвенно влияет и на процесс непосредственного исполнения музыкальных произведений на инструменте – оно становится более ярким, выразительным, содержательным.

Реализуя в нашей работе данный метод, мы обратились к теме «Времена года», где использовались музыкальные фрагменты из фортепианного цикла П. Чайковского «Времена года» и репродукциям русской живописи XIX века. Тема широко использовалась в музыкальном и изобразительном искусстве на протяжении многих столетий. Вспомним несколько примеров: в музыке – четыре концерта А. Вивальди, Оратория Й. Гайдна; в живописи – цикл из 12 месяцев Л. Бассано, четыре картины Пуссена.

Активное общение учащихся не только с прекрасной музыкой Чайковского, но и с лучшими пейзажными работами XIX века позволяют сделать эстетическое восприятие школьников глубже и тоньше. И как следствие – возрастает интерес учащихся к собственному духовному миру, развивается и обогащается художественно-образное мышление. Музыка – окно в звучащий мир, поэтому, дать увидеть – это помочь услышать.

Использование репродукций русских пейзажей объясняется не только тем, что картины природы вызывают у нас определенные звуковые ассоциации. Высочайшее мастерство русских художников – тонкие цветовые отношения, чистая мелодия рисунка – создают момент соприкосновения человеческой души и жизни природы. Чайковский, как и Саврасов, Левитан создали русский пейзаж настроения. В нем главное, по словам Крамского, наличие тех «душевных нервов, которые так чутки к шуму и музыке в природе, струна, которая смогла бы обращаться в песню».

В фортепианном цикле П. Чайковского лирическое начало тесно сплетается с изобразительным. Б. Асафьев назвал «Времена года» образцом поэтической звукописи впечатлений от русской природы. Музыку Чайковского и русские пейзажи объединяет одно – они стали выражением любви к русской природе, выражением русской человеческой души.

Занятия с использованием вышеназванного метода были групповыми. Перед прослушиванием каждого произведения педагог показывал картину, читал стихотворение соответствующего содержания и настроения. Далее звучало произведение в магнитофонной записи:

1. Февраль. Масленица.

(Б.Н. Кустодиев. «Масленица», В.И. Суриков. «Взятие снежного городка»)

Радостная ярмарочная сутолока. Пестрота и многолюдье. Все нарядно, красочно, как у Б. Кустодиева. И название картины такое же как и пьеса Чайковского «Масленица». По пушистому снегу скользят нарядно убранные сани, тонко прочувствованный зимний морозный пейзаж, в розовых, зеленых и желтых разводах небо, колокольни церквей. Полная бодрости, яркая, многокрасочная картина воплотила в себе жизнелюбие и неиссякаемый оптимизм художника.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Как подготовить рабочий план проведения исследований, включающий этапы исследований, оценку затрат времени и выбор источников информации
Организационно-методический план, фиксирующий основные этапы работы в соответствии с программой исследования, содержащий указание календарных сроков, материальных и людских затрат, необходимых для достижения конечных целей. Составляется после завершения разработки программы исследования и необходим ...

Сравнительная характеристика мышления и речи детей с нормальным речевым развитием и с ЗПР
Дети с нормальным развитием на 70% показали высокий уровень сформированности мыслительных процессов и речи. Незначительные трудности возникли при решении «Аналитических задач» и составлении пересказа текста «Утята». Видимо, это связано с тем, что детям 6-7 летнего возраста сложно воспринимать и уде ...

Формирующий эксперимент
По результатам констатирующего эксперимента мы отобрали и апробировали дидактические игры, направленные на формирование словаря детей раннего возраста. По каждой игре составили протокол. После проведения серии игр мы можем сказать что, наиболее хорошо дети справились с игрой «Кукла обедает» так как ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru