Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкальной выразительности исполнения у младших школьников

Новое образование » Развитие музыкальной выразительности исполнения у младших школьников в кружке фортепиано » Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкальной выразительности исполнения у младших школьников

Страница 5

Нередко педагоги-музыканты пользуются в качестве своего рода аналогов к музыкальным произведениям репродукциями картин известных живописцев, которые совпадают по своему эмоциональному тонусу и художественной образности с содержанием музыки. Также можно использовать поэтический и литературный материал – стихотворения, фрагменты сказок и литературных сочинений и т.д. По словам А.Г. Каузовой, «…для художественно-образного слышания музыки во всем ее богатстве и разнообразии особенно важными представляются творческие связи с живописью и – через слово – с литературой, философией, театром».

Метод полихудожественного уподобления оказывает благотворное влияние на процесс музыкального восприятия, усиливая и оживляя его. Данный метод работы содержит в себе «азы», зачатки межпредметных связей, актуальных и действенных именно в «педагогике искусства». А также, по нашему мнению, косвенно влияет и на процесс непосредственного исполнения музыкальных произведений на инструменте – оно становится более ярким, выразительным, содержательным.

Реализуя в нашей работе данный метод, мы обратились к теме «Времена года», где использовались музыкальные фрагменты из фортепианного цикла П. Чайковского «Времена года» и репродукциям русской живописи XIX века. Тема широко использовалась в музыкальном и изобразительном искусстве на протяжении многих столетий. Вспомним несколько примеров: в музыке – четыре концерта А. Вивальди, Оратория Й. Гайдна; в живописи – цикл из 12 месяцев Л. Бассано, четыре картины Пуссена.

Активное общение учащихся не только с прекрасной музыкой Чайковского, но и с лучшими пейзажными работами XIX века позволяют сделать эстетическое восприятие школьников глубже и тоньше. И как следствие – возрастает интерес учащихся к собственному духовному миру, развивается и обогащается художественно-образное мышление. Музыка – окно в звучащий мир, поэтому, дать увидеть – это помочь услышать.

Использование репродукций русских пейзажей объясняется не только тем, что картины природы вызывают у нас определенные звуковые ассоциации. Высочайшее мастерство русских художников – тонкие цветовые отношения, чистая мелодия рисунка – создают момент соприкосновения человеческой души и жизни природы. Чайковский, как и Саврасов, Левитан создали русский пейзаж настроения. В нем главное, по словам Крамского, наличие тех «душевных нервов, которые так чутки к шуму и музыке в природе, струна, которая смогла бы обращаться в песню».

В фортепианном цикле П. Чайковского лирическое начало тесно сплетается с изобразительным. Б. Асафьев назвал «Времена года» образцом поэтической звукописи впечатлений от русской природы. Музыку Чайковского и русские пейзажи объединяет одно – они стали выражением любви к русской природе, выражением русской человеческой души.

Занятия с использованием вышеназванного метода были групповыми. Перед прослушиванием каждого произведения педагог показывал картину, читал стихотворение соответствующего содержания и настроения. Далее звучало произведение в магнитофонной записи:

1. Февраль. Масленица.

(Б.Н. Кустодиев. «Масленица», В.И. Суриков. «Взятие снежного городка»)

Радостная ярмарочная сутолока. Пестрота и многолюдье. Все нарядно, красочно, как у Б. Кустодиева. И название картины такое же как и пьеса Чайковского «Масленица». По пушистому снегу скользят нарядно убранные сани, тонко прочувствованный зимний морозный пейзаж, в розовых, зеленых и желтых разводах небо, колокольни церквей. Полная бодрости, яркая, многокрасочная картина воплотила в себе жизнелюбие и неиссякаемый оптимизм художника.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Бессмертный подвиг двадцати восьми героев
Это было 16 ноября 1941 года. Фашисты рвались к Москве. Путь им преградили гвардейцы из дивизии генерала Панфилова. Их было 28 человек. Среди них были русские, казахи, украинцы. Прямо на них шли 20 фашистских танков. Отважные воины приняли неравный бой. Бой продолжался несколько часов. Враг двинул ...

Проблемы коммуникативной сферы учащихся коррекционных образовательных учреждениях VIII вида
Для социальной адаптации человека очень важно его общение с другими людьми, умение вступить в беседу и поддержать ее, т.е. необходим определенный уровень сформированности диалогической речи. Ученики младших классов редко бывают инициаторами диалога. Это связано с недоразвитием их речи, с узким круг ...

Проведение констатирующего этапа эксперимента. Диагностика уровня музыкальной выразительности исполнения у младших школьников
Младший школьный возраст – вершина детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, полная вера в близкого взрослого. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Младший школьный возраст – начало школьной ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru