Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкальной выразительности исполнения у младших школьников

Новое образование » Развитие музыкальной выразительности исполнения у младших школьников в кружке фортепиано » Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкальной выразительности исполнения у младших школьников

Страница 3

Также распространенным методом в практике обучения музыкальному исполнительству является показ – наглядно-иллюстративный метод. Исполнительский показ - это демонстрация того, как надо что-либо сыграть на инструменте . С помощью данного метода педагог дает непосредственный эмоциональный импульс учащемуся, может продемонстрировать тот или иной выразительный нюанс, звуковую краску, технический прием. Яркое, выразительное исполнение музыкального произведения педагогом является для ученика своего рода творческим зарядом, на его основе формируется эмоциональное отношение ребенка к музыкальному сочинению, происходит представление о его образном содержании, средствах музыкальной выразительности. Все беседы, рассказы, объяснения учащимся сопровождались исполнительскими показами педагога.

Таким образом, использование метода исполнительского показа в сочетании со словесными методами позволило сформировать у учащихся более целостное, яркое впечатление о музыкальных произведениях, что помогло, в свою очередь, школьникам в выполнении вышеназванного задания.

Следующий метод, примененный нами на занятиях с младшими школьниками, был метод импровизаций. Импровизация – от лат. «improvis» - «неожиданность». Это наиболее древний тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит во время ее исполнения. Большое внимание импровизации уделяли в своих системах воспитания такие зарубежные педагоги-исследователи, как Э. Жак-Далькроз, Э. Дункан, З. Кодаи, К. Орф и др.

Первая задача состояла в том, чтобы научиться строить музыкальные мелодии, темы. Выполнению этой задачи было посвящено несколько занятий. Сначала учащиеся ознакомились с некоторыми закономерностями, правилами, которые нужно соблюдать при построении мелодий, тем. Шатковский Г.И. предлагает следующие правила и закономерности построения:

Правило первое: минимум средств – максимум выразительности (меньше звуков, красоты и смысла - больше). Это значит, что не должно быть ни одного пустого звука. Каждый звук несет определенную выразительную нагрузку, каждый звук «живет», «дышит», «действует».

Правило второе: единство ритма. Всякая тема построена так, что ее пронизывает один ритм – «ядро». Все ритмическое развитие не должно выходить из одного «ядра». В противном случае неизбежна ритмическая пестрота.

Правило третье: единство интонации: тема «вырастает» из одного интонационного «зерна». Иногда в теме бывает несколько интонаций, но в любом случае одна из них превалирует, пронизывая тему от начала до конца. Если это не так, неизбежна интонационная пестрота.

Правило четвертое: повторность музыкальных построений: мотивы, фразы, предложения, из которых состоит тема, мелодия, повторяются либо безо всяких изменений (остинатность), либо с какими-нибудь изменениями (варьирование, секвенция). Если нет повторности музыкальных построений, возникает бесформенность, структурная пестрота.

Правило пятое: оригинальность мелодии: в ней должна быть какая-то особенность, выразительная прелесть и красота.

Педагог должен знать законы строения музыкального языка не хуже композитора, и тогда он сможет помочь любому ученику. Конечно же, освоить, познать и научиться применять все эти закономерности и правила младшему школьнику достаточно сложно, поэтому огромное значение в выполнении данного задания имела помощь педагога.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Диагностика интеллекта в разных подходах
Сравнение людей по психологическим чертам кажется настолько естественным путем исследования индивидуальных различий, что с него начинал каждый, кто стремился экспериментально выяснить, чем же люди отличаются друг от друга. Гальтон, Штерн, Лазурский - все пытались найти относительно простые психолог ...

Примерные требования к программам элективных курсов
В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования России от 18.07.02 № 2783, обозначены цели перехода к профильному обучению, среди которых можно выделить цель создания условий для существенной дифференциации содержания обучения с ...

Основные принципы и задачи непрерывного образования
В основе функционирования непрерывного образования лежат следующие принципы, определяющие его специфику: гуманизма, демократизма, мобильности, опережения, открытости, непрерывности. Принцип гуманизма свидетельствует об обращенности образования к человеку, о свободе выбора личностью форм, сроков, ви ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru