Анализ ситуации культурного развития, социально-экономических преобразований в стране свидетельствуют о наличии потребности общества в личности, обладающей новым типом мышления, способностью нестандартно и эффективно решать жизненные проблемы. От современного человека требуется умение действовать в ситуации выбора, ставить и достигать поставленные цели, принимать самостоятельные решения. В связи с этим перед системой образования стоит задача формирования гармонично и всесторонне развитой личности и воспитания активной жизненной позиции учащихся.
В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, музыкальное искусство решает задачи гуманизации образования школьников. Поэтому в современной школе эстетическое воспитание должно стать приоритетным направлением развития личности человека. Музыка всегда признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное воспитание оказывает незаменимое воздействие на общее развитие ребенка: совершенствуется эмоциональная сфера, оттачиваются умственные способности: мыслительные (мышление, воображение, память, внимание, восприятие) и аналитические процессы (анализ, синтез, моделирование, структурирование, логика, сравнение), осуществляется физическое развитие ребенка (моторика пальцев, рук, мимика, пластика и координация движений). Музыкальное искусство предоставляет огромные возможности для развития внутреннего мира ребенка, его душевных, эстетических качеств. Музыкальное воспитание – средство формирования личности. Развитие эмоциональной культуры школьников средствами музыки – фундаментальная цель эстетического воспитания.
Такой подход характерен для современной музыкальной педагогики. Он основан на специфике музыки как вида искусства, на особенностях содержания музыкального искусства. Музыка отражает действительность в движении, в динамике развития. Как и в других видах искусства, центром этого движения является человек с его мышлением, субъективным восприятием объективно существующей реальности.
Составной и неотъемлемой частью музыкального воспитания является обучение детей игре на музыкальных инструментах (в нашем случае – на фортепиано) и, соответственно, развитие музыкальной выразительности исполнения произведений. Вопрос развития музыкальной выразительности исполнения детей на фортепиано сложен и многогранен. Данная проблема привлекала и привлекает внимание представителей различных отраслей науки и искусства – психологов, педагогов, музыковедов Психологические аспекты этой проблемы освещены в исследованиях С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др., а также в трудах музыкантов-психологов Б.М. Теплова, Б.В. Асафьева, В.Г. Ражникова, Л.Л. Бочкарева, А.В. Вицинского и др. Методические вопросы раскрыты в работах таких педагогов-музыкантов как Г.Г. Нейгауз, Я. Мильштейн, С.И. Савшинский, Л.А. Баренбойм, А.Д. Артоболевская, С.С. Ляховицкая, Г.М. Цыпин, Б.Е. Милич, Т.Б. Юдовина-Гальперина и др.
Несмотря на кажущуюся разработанность проблемы развития музыкальной выразительности, изучение ее носит узконаправленный характер. Внимание исследователей направлено, в основном, на развитие музыкальной выразительности у детей старшего школьного возраста. Младшим школьникам внимания уделяется гораздо меньше. Следовательно, проблема развития выразительности исполнения на фортепиано у младших школьников остается недостаточно освещенной.
Вряд ли нужно доказывать, что обучение игре на фортепиано младших школьников должно быть направлено, прежде всего, на развитие восприимчивости к языку музыки, способности к эмоциональному отклику, ассоциативному художественно-образному мышлению. Эти способности являются необходимым условием становления всесторонне развитой личности.
Для формирования эстетического восприятия музыки, а также для формирования умения исполнять музыкальные произведения важно не только различать отдельные средства музыкальной выразительности, но и понимать содержание музыки, переживать. Д.Б. Кабалевский обращал внимание педагогов на то, что музыка только тогда будет выполнять свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети по-настоящему научатся вслушиваться в нее и размышлять о ней. Каждого учащегося надо, прежде всего, научить слушать музыку, заинтересовать, глубоко воспринимая услышанное для того, чтобы у него появилась потребность выражать свои чувства в собственном исполнении. Многие годы своей жизни композитор Д.Б. Кабалевский посвятил музыкальному просвещению школьников. Он придавал большое значение целостной характеристике музыкальных произведений, главное внимание уделял эмоционально-образному содержанию, особенностям развития музыкальных образов, комплексу выразительных средств. Для него было важно показать, как общая идея композитора воплощается музыкальными средствами, в каких условиях создавалось произведение, т.е. приблизить его к реальной жизни.
Б.М. Теплов в своей работе «Психология музыкальных способностей» писал: «Основой музыкального произведения являются чувства, эмоции, настроение. Музыка есть путь к познанию мира человеческих чувств. Лишенная выразительности музыка перестает быть искусством. Выразительная музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные эмоции».
Касаясь стороны выразительности музыкальных произведений, особое место уделяется вопросам ассоциативного мышления. Возможность многообразных ассоциаций заложена в основе восприятия любого настоящего искусства. Так, поэзия для возбуждения ассоциаций широко пользуется методом сравнения. Эти сравнения органично вливаются в общее содержание поэтического текста и помогают глубже понять его содержание.
Свойственные музыке обобщения накладывают свой отпечаток и на приемы ассоциативного мышления, помогающие полнее понять специфику отображения внутреннего мира человека. В.В. Медушевский отмечает: «Музыка не просто холодно информирует слушателей о мире, о мыслях, чувствах, идеалах художника. Но и заражает его этим содержанием. Она непрерывно заинтриговывает внимание, ведет его за собой, стимулирует активность восприятия и мышления». Главное в музыке, по его утверждению, - «преображающий душу и жизнь духовный ее смысл, непостижимо источаемый красотой звуковой организации».
Богатство воображения, ассоциативные представления способны обогатить и оплодотворить замысел музыканта. Ассоциативное мышление помогает выявлению образности, выразительности композиторского замысла. Идейное понимание содержания музыкального произведения дает толчок раздумьям исполнителя. Важно, однако, помнить, что это понимание, эти раздумья зависят во многом от музыкального воспитания, от культуры чувств, предполагающей положительную реакцию, правильную эстетическую оценку объективно ценного художественного произведения.
Итак, чтобы сформировать гармонично развитую личность, необходимо развить эмоционально-эстетическую сферу учащихся. Но это невозможно сделать без развития выразительности исполнения музыкальных произведений.
Поэтому наше исследование является актуальным для современного музыкального воспитания.
Несмотря на важность проблемы, наблюдения на практике показывают, что при обучении детей игре на фортепиано часто не уделяется достаточного внимания работе над музыкальной выразительностью. Это, в частности, объясняется сконцентрированностью методов обучения на технической стороне разучивания и исполнения музыкального материала, недостаточным вниманием педагога к развитию тонкости слуховых, зрительных и других ощущений учащихся, незнанием или неумением использовать детьми исполнительских средств выразительности при игре. Следовательно, упускается возможность более длительной работы над музыкальной выразительностью при исполнении музыкальных произведений.
Объект исследования – процесс развития музыкальной выразительности исполнения у младших школьников в кружке фортепиано.
Предмет исследования – совокупность методов и форм работы, способствующих развитию музыкальной выразительности исполнения у младших школьников.
Цель исследования – определить методы и формы, способствующие развитию музыкальной выразительности исполнения у младших школьников в кружке фортепиано и опытно-экспериментальным путем показать их эффективность и результативность.
Задачи исследования:
раскрыть сущность понятия «музыкальная выразительность исполнения»;
выявить психологические и возрастные особенности младших школьников;
выявить особенности и значение индивидуальных и групповых форм работы в кружке фортепиано для развития музыкальной выразительности исполнения у младших школьников;
показать эффективность и результативность выбранных методов и форм работы для развития музыкальной выразительности исполнения у младших школьников путем их практического применения на занятиях в кружке фортепиано;
подготовить методические рекомендации по развитию музыкальной выразительности исполнения у младших школьников на занятиях в кружке фортепиано.
Гипотеза исследования – развитие музыкальной выразительности исполнения у младших школьников в кружке фортепиано будет осуществляться наиболее эффективно, если будут оптимально сочетаться индивидуальные и групповые формы работы, а также общедидактические и специфические музыкальные методы обучения.
Методы исследования:
изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
наблюдение за учащимися на занятиях;
беседа с детьми;
психолого-педагогический эксперимент;
математическая, статистическая и графическая обработка результатов эксперимента.
Практическая значимость – разработка и реализация методов развития музыкальной выразительности исполнения у младших школьников в кружке фортепиано, которые могут быть использованы в работе учителей музыки в общеобразовательных школах, школах искусств, музыкальных школах, детских студиях, кружках, Домах творчества, Центрах досуга и др.
Тепловое движение
Все тела состоят из молекул, которые находятся в непрерывном движении. При повышении температуры скорость движения молекул увеличивается, при понижении уменьшается. Следовательно, температура тела зависит от скорости движения молекул. Явления, связанные с нагреванием и охлаждением тел называются те ...
Особенности процесса самообразования воспитателя дошкольного
образовательного учреждения
В настоящее время становится все более очевидным, что осуществление процессов модернизации образования с необходимостью требует актуализации личностного и профессионального потенциала педагогов. Именно концентрация сил на создании условий для понимания и принятия педагогами целей и содержания обнов ...
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Тепловые явления»
Тема: Тепловые явления Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний Вид урока: урок-соревнование Цели: образовательная - закрепить знания по теме, продолжить формирование умения решать количественные и качественные задачи; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явле ...