Проводы масленицы – это весь разгул широкого русского пира, который сопутствует масляной неделе. Музыка полна заразительного веселья, оптимистического звучания, бьющей через край энергии, которые мы чувствуем на картине В. Сурикова «Взятие снежного городка». Суриков не раз видел, как на берегу Енисея сооружали из снега крепость и украшали ее ледяными пушками и зубцами. Глядя на картину, можно услышать и перезвоны бубенцов, и тягучие разводы гармоники, и свирельные наигрыши, гусельные переборы – все, чем насыщена пьеса Чайковского.
2. Март. Песня жаворонка.
(А.К. Саврасов. «Грачи прилетели»)
Чайковский – создатель лирического пейзажа в музыке, у Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа. Картина «Грачи прилетели» удивляет внешней простотой сюжета. Впервые живопись включала в себя близкое музыке понятие мелодичности, а мотив весенней непогоды приобретает особую красоту.
А в пьесе Чайковского мы слышим однообразный ритм сопровождения, мелодические фразы, устремленные вверх с никнущими окончаниями. Все это создает настроение тоски и печали. В средней части появляется светлый мажор, подобно пробивающимся лучам солнца на картине Саврасова.
3. Апрель. Подснежник.
(И.И. Левитан. «Март»)
Выбор картины не дословно иллюстрирует пьесу, а соответствует ее характеру, настроению. Это одно из самых радостных произведений Левитана. Художник как и композитор сумел передать впечатление первого по-настоящему весеннего дня, который складывается из звона капелей, быстрых ручейков талой воды.
В пьесе Чайковского также ощущается необычайное одушевление, которое вызывает природа весны. Волнующе радостно звучат уже первые музыкальные фразы, словно устремленные навстречу солнцу.
4. Июнь. Баркарола.
(С.Ф. Щедрин. «Новый Рим. Замок святого Ангела», Н.Н. Ге «Закат на море в Ливорно»)
Выбор названия не случаен. Композитор очень любил Италию и долгие зимние месяцы жил в этой стране. Особенно запомнился Чайковскому венецианский карнавал – яркий, многодневный, отголоски которого можно услышать в средней части пьесы. Летний вечер на воде. Этим сюжетом столько восхищались и композиторы, и художники. С. Щедрин – представитель романтического направления в русском искусстве первой половины XIX века. Пейзаж овеян улыбкой спокойного счастья. В нем раскрывается мечтательный характер художника, нашедший гармонию в уединении человека и природы.
5. Октябрь. Осенняя песня.
(И.И. Левитан. «Осенний день. Сокольники», В.Э. Борисов-Мусатов «У пруда»)
Осень природы. Осень жизни. Здесь звучит глубокая личная интонация печали и одиночества. И опять виолончель в диалоге с голосом обволакивает душу теплым и проникновенным тембром. А дальше словно из тьмы былого возникает вальс. Поначалу радостный, он звучит все безнадежнее и печальнее.
«Осенний день. Сокольники». Темные силуэты задумчивых сосен. Одинокая женская фигура в черном, бредущая по аллее парка. На картине Левитана не одно настроение, но богатые переходы чувств, словно тонкая нюансировка музыкальных фраз пьесы Чайковского, трудно переводимых на слова.
6. Ноябрь. На тройке.
(Палех. «Тройка»)
Светлый холодноватый Ми мажор. Образ тройки стал символом России. Часто вечерами Чайковский так любил перечитывать Гоголя, а многие страницы поэмы «Мертвые души» он знал наизусть.
Психолого-педагогический
аспект изучения мнестической деятельности. Понятие «двигательная память» и её
характеристика
Память представляет собой отражение реальной действительности, психофизиологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходи ...
Объекты социально-педагогической деятельности
Активность субъекта всегда направленная на конкретный объект. В последнее время выделены категории граждан, которым оказывается социально-педагогическая помощь: · дети-инвалиды, · дети-сироты, · дети-правонарушители, · дети группы риска, · та категория подростков, которая требует помощи в процессе ...
Особенности грамматического строя речи у нормально развивающихся детей и у
детей с трудностями в обучении
Овладение грамматическим строем речи предполагает усвоение как парадигматических, так и синтагматических связей. В процессе формирования грамматического строя речи осуществляется выделение, первоначально на практическом, неосознанном уровне, морфем и соотнесении их с лексическим или грамматическим ...