Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкальной выразительности исполнения у младших школьников

Новое образование » Развитие музыкальной выразительности исполнения у младших школьников в кружке фортепиано » Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкальной выразительности исполнения у младших школьников

Страница 2

Для реализации этого метода учащиеся получали задание инструментовать изучаемые и исполняемые ими музыкальные произведения. Им необходимо было продумать, каким инструментом лучше всего сыграть, например, мелодию, фактуру аккомпанемента, линию баса. Этот метод стимулирует учащихся к поиску новых выразительных звуковых средств исполнения, а также развивает их воображение, фантазию, помогает «оживить» ученическое исполнение, придавая ему одухотворенность и усиливая его эмоциональное воздействие, повышает художественную выразительность игры. Так, например, учащаяся 2-го класса Алена Ш. представила Менуэт D-dur И.С. Баха исполненным на клавесине, распределив музыкальный материал между воображаемыми мануалами (клавиатурами с различными тембро-динамическими оттенками). Ксюша В., также учащаяся 2-го класса, разучивая Сонатину C-dur Т. Хаслингера, сделала свою «инструментовку» этого произведения: основную мелодическую линию предложила «сыграть» группе скрипок, а фактуру аккомпанемента «отдала» виолончели.

В данном задании также использовались словесный метод и метод исполнительского показа. Словесный метод (объяснение, беседа, рассказ, пояснение) – широко применяется в работе с детьми. Слово учителя, живая и меткая характеристика музыкальных явлений, событий, процессов играет большую роль в этой работе. «Учитель игры на любом инструменте должен быть прежде всего учителем, то есть разъяснителем и толкователем музыки», - полагал Г.Г. Нейгауз. Словесный метод активизирует восприятие и воображение ученика, способствует адекватному пониманию музыки, наталкивает на поиск звуковых красок. Ученикам необходимо рассказывать о композиторах, чьи произведения исполняются, о различных эпизодах его биографии, об обстоятельствах, связанных с созданием данного произведения. Так, при работе над вышеназванным Менуэтом мы рассказали Алене о композиторе, о клавесине, для которого было написано данное произведение, о некоторых особенностях этого инструмента (специфике тембра, динамики, характере звукоизвлечения), а так же о самом менуэте. В дальнейшем исполнение этого произведения ученицей стало более выразительным, рельефным. Перед разучиванием Сонатины Ксюше было рассказано об особенностях построения сонатного цикла, т.к. без ясного представления о форме, структуре подобного сочинения невозможно осмыслить его эмоционально-образное наполнение. А внутреннее представление звучания различных инструментов позволило добиться разнообразия фортепианных красок.

Одно из направлений беседы – характеристика эмоционально-образного содержания музыкального произведения. От этого напрямую зависит, насколько выразительным будет исполнение этого произведения учащимся. Образно-словесные характеристики музыки – веселая, нежная, задумчивая и т.д. – это слова-качества, прилагательные. В словаре младших школьников они составляют наименьшую группу слов, поэтому дети очень часто испытывают затруднения в определении характера музыки, употребляя примитивные односложные слова. Помочь школьникам подобрать нужные определения может «Словарь эстетических эмоций», разработанный В.Г. Ражниковым – это запись словесных определений характера музыки.

В ходе беседы об эмоционально-образном содержании произведения многочисленные впечатления, полученные школьниками под воздействием музыки, кристаллизуются, эмоции становятся более отчетливыми, осознанными, глубокими, А активное формирование «словаря эмоций» обогащает речь ребенка, делает ее более выразительной и яркой. Это все служит своеобразным фундаментом, основой для воплощения своих эмоций, переживаний и чувств в ярком, выразительном исполнении произведений на инструменте.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Перечень проблем развития образования Тверской области
В процессе анализа выявлен ряд проблем, от решения которых зависит дальнейшее продвижение в развитии системы общего образования Тверской области: отмечается незавершенность институциональных реформ (базовые школы, выполняя дополнительные функции, не получили ни должного официального статуса, ни доп ...

Проблемы коммуникативной сферы учащихся коррекционных образовательных учреждениях VIII вида
Для социальной адаптации человека очень важно его общение с другими людьми, умение вступить в беседу и поддержать ее, т.е. необходим определенный уровень сформированности диалогической речи. Ученики младших классов редко бывают инициаторами диалога. Это связано с недоразвитием их речи, с узким круг ...

Адаптивные возможности образования
“Важнейшей задачей допрофессионального образования является не только освоение конкретных знаний определенных курсов дис­циплин, но и выработка вида мышления, присущего данной области деятельности будущего специалиста. При этом имеется в виду определенный тип восприятия окружающего мира, использова ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru