Успех урока литературного чтения зависит от того, какую задачу поставил учитель при изучении текста и как смог построить алгоритм освоения того или иного текста.
В зависимости от целей и задач урока возможно проведение различных по типу уроков литературного чтения.
Урок знакомства с произведением (урок чтения; основное содержание урока посвящено формированию навыка чтения, если это необходимо для данного класса).
Урок чтения и осмысления произведения (на одном уроке рассматривается изучаемое произведение и реализуется вся система работы по формированию умений работы с текстом от этапа первичного восприятия до обобщающего этапа работы с текстом).
Урок осмысления произведения (реализуется система работы с текстом от этапа вторичного восприятия текста до всевозможных форм интерпретации текста - пересказа, создания текста по аналогии, драматизации и т.д.).
Урок развития речи (создание всевозможных форм интерпретации текста - устное или письменное изложение; устное или письменное сочинение на основе художественных произведений).
Урок работы с книгой (внеклассное чтение, библиографический урок).
Урок контроля и оценки результатов обучения (проведение проверочных, контрольных работ).
Второй год обучения литературному чтению базируется на литературных знаниях и читательских умениях первого класса, но представления учащихся о природе художественного текста, о способах создания художественного образа в произведениях разных родов и жанров расширяются и углубляются. В этом учебном году сохраняется проблемно-тематический подход, но очевидной «сюжетной» основой программы становится система нравственных проблем, связанных с детством, школой, друзьями, родными и природой. Работа над текстом направляется ответами на два ключевых вопроса: «Что читаем? Как это изображено?»
На уроках литературного чтения во втором классе дети читают произведения более сложные и большего объёма: «Елка» М.М. Зощенко, рассказы М.М. Пришвина, В.Ю. Драгунского, В.К. Железникова, и др. Наряду с народными сказками вводятся авторские сказки Е. Шварца, Э. Бескова, В. Катаева. Расширяется круг авторов поэтических текстов: дети знакомятся со стихотворениями Т. Молдагалиева, Ф.И. Тютчева, С. Есенина, С. Бегалина, а также стихами современных поэтов, пишущих для детей.
Так, казахстанские учебники нового поколения (УНП) по литературному чтению для начальных классов включают в себя множество художественных произведений, разнообразных по содержанию, объему и жанрам. Это сюжетные рассказы, лирические стихотворения («Весна» А. Асылбекова, «Розы» И.Бунина, «Осень наступила» А. Плещеева); рассказы о животных («Жук на ниточке» Э. Шима, «Беспризорная кошка» Б. Житкова); знакомство с устным народным творчеством: волшебные сказки «Сивка-Бурка», «Айога», бытовые сказки «Пых», «Морозко», сказки о животных «Три друга». А также пословицы, поговорки, песни, заклинки, частушки, потешки, прибаутки, загадки, считалки и другие произведения.
Продолжая совершенствовать навык чтения, во втором классе дети учатся осознанно и выразительно читать вслух, делить текст на смысловые части, озаглавливать их, находить по заданию учителя и в подтверждение своей позиции отрывки в тексте. Усложнение художественных текстов, их разносторонность, введение в программу литературных произведений ХIХ века определяет этимологическую направленность работы над словом. В этом учебном году впервые начинается работа по формированию у детей навыков написания собственных творческих работ. Сначала это «работа по образцу», вхождение в авторскую модель: развитие авторского сюжета, рассказ по картине художника и т.д. Затем дети будут создавать свои первые творческие работы: на основании собственных наблюдений и чтения образцовых текстов сочинять «осенние этюды», сочинять рассказы по пословице, о своём любимом домашнем животном и др.
Сущность эстетической культуры индивида
C уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, результаты проявления творческой энергии и инициативы людей, наглядно представленные в дос ...
Организация физкультурных занятий в детском саду
Физкультурные занятия — основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям в детском саду. Физкультурные занятия были введены в дошкольные учреждения в 50-е годы XX в. Первоначально занятия с использованием физических упражнений получили название занятия гимнастикой и п ...
Результаты экспериментальной работы по развитию нравственной позиции
воспитателей в процессе самообразования
На этапе контрольного эксперимента для достижения поставленной цели: определения уровня развития нравственной позиции воспитателей в процессе самообразования мы провели повторную диагностику, мы выделили следующие задачи: 1) Определить уровень по развития нравственной позиции воспитателей в процесс ...