Успех урока литературного чтения зависит от того, какую задачу поставил учитель при изучении текста и как смог построить алгоритм освоения того или иного текста.
В зависимости от целей и задач урока возможно проведение различных по типу уроков литературного чтения.
Урок знакомства с произведением (урок чтения; основное содержание урока посвящено формированию навыка чтения, если это необходимо для данного класса).
Урок чтения и осмысления произведения (на одном уроке рассматривается изучаемое произведение и реализуется вся система работы по формированию умений работы с текстом от этапа первичного восприятия до обобщающего этапа работы с текстом).
Урок осмысления произведения (реализуется система работы с текстом от этапа вторичного восприятия текста до всевозможных форм интерпретации текста - пересказа, создания текста по аналогии, драматизации и т.д.).
Урок развития речи (создание всевозможных форм интерпретации текста - устное или письменное изложение; устное или письменное сочинение на основе художественных произведений).
Урок работы с книгой (внеклассное чтение, библиографический урок).
Урок контроля и оценки результатов обучения (проведение проверочных, контрольных работ).
Второй год обучения литературному чтению базируется на литературных знаниях и читательских умениях первого класса, но представления учащихся о природе художественного текста, о способах создания художественного образа в произведениях разных родов и жанров расширяются и углубляются. В этом учебном году сохраняется проблемно-тематический подход, но очевидной «сюжетной» основой программы становится система нравственных проблем, связанных с детством, школой, друзьями, родными и природой. Работа над текстом направляется ответами на два ключевых вопроса: «Что читаем? Как это изображено?»
На уроках литературного чтения во втором классе дети читают произведения более сложные и большего объёма: «Елка» М.М. Зощенко, рассказы М.М. Пришвина, В.Ю. Драгунского, В.К. Железникова, и др. Наряду с народными сказками вводятся авторские сказки Е. Шварца, Э. Бескова, В. Катаева. Расширяется круг авторов поэтических текстов: дети знакомятся со стихотворениями Т. Молдагалиева, Ф.И. Тютчева, С. Есенина, С. Бегалина, а также стихами современных поэтов, пишущих для детей.
Так, казахстанские учебники нового поколения (УНП) по литературному чтению для начальных классов включают в себя множество художественных произведений, разнообразных по содержанию, объему и жанрам. Это сюжетные рассказы, лирические стихотворения («Весна» А. Асылбекова, «Розы» И.Бунина, «Осень наступила» А. Плещеева); рассказы о животных («Жук на ниточке» Э. Шима, «Беспризорная кошка» Б. Житкова); знакомство с устным народным творчеством: волшебные сказки «Сивка-Бурка», «Айога», бытовые сказки «Пых», «Морозко», сказки о животных «Три друга». А также пословицы, поговорки, песни, заклинки, частушки, потешки, прибаутки, загадки, считалки и другие произведения.
Продолжая совершенствовать навык чтения, во втором классе дети учатся осознанно и выразительно читать вслух, делить текст на смысловые части, озаглавливать их, находить по заданию учителя и в подтверждение своей позиции отрывки в тексте. Усложнение художественных текстов, их разносторонность, введение в программу литературных произведений ХIХ века определяет этимологическую направленность работы над словом. В этом учебном году впервые начинается работа по формированию у детей навыков написания собственных творческих работ. Сначала это «работа по образцу», вхождение в авторскую модель: развитие авторского сюжета, рассказ по картине художника и т.д. Затем дети будут создавать свои первые творческие работы: на основании собственных наблюдений и чтения образцовых текстов сочинять «осенние этюды», сочинять рассказы по пословице, о своём любимом домашнем животном и др.
Вальдорфская педагогика
Вальдорфская педагогика — это своеобразная форма обучения, развившаяся в Германии. В 1919 г. рабочие табачной фабрики Вальдорф Астория (отсюда и название) в Штутгарте вместе с директором фабрики предложили немецкому ученому Рудольфу Штейнеру (1861-1925) создать школу для их детей. Р. Штейнер, после ...
Лексические средства выразительности речи, доступные детям
Овладение родным языком не может происходить без усвоения средств выразительности речи. Лексические средства выразительности речи, доступные детям, — это, прежде всего, перенос смыслового значения с одного слова на другое, затем — некоторые классы синонимов. Восприятие переноса смысла слова предпол ...
Сравнительная характеристика мышления и речи детей с
нормальным речевым развитием и с ЗПР
Дети с нормальным развитием на 70% показали высокий уровень сформированности мыслительных процессов и речи. Незначительные трудности возникли при решении «Аналитических задач» и составлении пересказа текста «Утята». Видимо, это связано с тем, что детям 6-7 летнего возраста сложно воспринимать и уде ...