Психолого-педагогические условия развития нравственной позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения в процессе самообразования

Новое образование » Развитие нравственной позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения в процессе самообразования » Психолого-педагогические условия развития нравственной позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения в процессе самообразования

Страница 1

На основании вышеизложенных положений мы предположили, что процесс развития нравственной позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения в процессе самообразования будет наиболее оптимальным при следующих психолого-педагогических условиях:

− развивать нравственные потребности воспитателя дошкольного образовательного учреждения;

− формировать потребность в профессиональном самообразовании у воспитателя дошкольного образовательного учреждения;

− способствовать профессионально-нравственному самоопределению воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является нравственная позиция воспитателя. Именно в ней воспитатель выражает себя как субъект педагогической деятельности. В нравственной позиции воспитателя выражаются его профессионально-нравственные потребности. Нравственная позиция педагога – это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности в частности, которые являются источником его активности. В нравственной позиции воспитателя проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения. Развитие нравственных потребностей воспитателя является одной из центральных задач, поскольку данные потребности формируются в процессе освоения педагогической деятельности и влияют на ее эффективность.

По нашему мнению, нравственные потребности – это определенное состояние личности, благодаря которому осуществляется регулирование поведения, определяется гуманистическая направленность мышления и чувств человека. Нравственные потребности, обладая побудительной силой, вызывают определенную степень нравственной активности, влияют на становление нравственного самосознания и готовности к педагогической деятельности.

В настоящее время в психолого-педагогической литературе учеными освещена проблема динамики развития нравственных потребностей воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Нравственные потребности определяются в направленности воспитателя на другого человека, на его принятие, на умение учитывать его особенности, интересы, способствовать его развитию. Нравственные потребности проявляются в потребности в аффилиации, потребности в социофилии (альтруизме), потребность в покровительстве.

Потребность в аффилиации (контактом, общением) подразумевается определенный класс социальных взаимодействий, имеющих повседневный и в то же время фундаментальный характер. Содержание потребности в аффилиации заключается в общении с другими людьми (в том числе с людьми незнакомыми или малознакомыми), и такое его поддержание, которое приносит удовлетворение, увлекает и обогащает обе стороны.

Для педагога важна потребность в социофилии (альтруизме). Под оказанием помощи, альтруистическим, или просоциальным поведением понимаются любые направленные на благополучие других людей действия: выказывать сочувствие и удовлетворять потребности беспомощного ребенка или любого другого человека, который слаб, устал, неопытен, немощен, унижен, одинок, отвержен, болен; который потерпел поражение или испытывает душевное смятение. Потребность в альтруизме выражается в желании педагога кормить, опекать, поддерживать, утешать, защищать, успокаивать, заботиться, исцелять. Наличие такой потребности у педагога должно свидетельствовать о гуманистической направленности его действий и определять гуманистический стиль педагогической деятельности.

Потребность в покровительстве отражает желание наставлять, напутствовать, рекомендовать, советовать, делать что-либо совместно.

По мнению В.В. Марковой развитая система профессионально-нравственных потребностей во многом определяет у уровень сформированности профессионально-нравственной позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Потребность является и предпосылкой, и результатом не только профессиональной деятельности людей, но и познавательных процессов. Именно поэтому потребности выступают как такие состояния личности, благодаря которым осуществляется регулирование деятельности и поведения, определяется направленность мышления, чувств и воли человека.

Потребность в профессиональном самообразовании является характерным качеством развития личности, необходимым элементом ее духовной жизни (Б.Г. Ананьев, Ю.Н. Кулюткин, В.Н. Мясищев, П.И. Пидкасистый и др.). Потребность в профессиональном самообразовании – высшая форма удовлетворения познавательной потребности личности педагога. Данная потребность связана с проявлением значительных волевых усилий, с высокой степенью сознательности и организованности педагога, принятием на себя внутренней ответственности за свое самосовершенствование.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Значение и особенности домашних заданий по физической культуре
Забота об укреплении здоровья детей — дело большой государственной важности. Вся полнота ответственности за гармоническое воспитание подрастающего поколения ложится на семью и школу. От того, как относятся к физическому воспитанию родители и школа, во многом зависит и отношение к этому предмету дет ...

Содержание экспериментальной работы по обогащению лексического запаса младших школьников при изучении изобразительно-выразительных средств
Неуклонное улучшение речевых навыков "является в школьном возрасте решающим моментом, определяющим всю умственную судьбу развития ребенка" (Л.С. Выготский). Не случайно главная цель обучения в школе связывается с языковым развитием учащихся. Овладение родным языком как средством и способо ...

Развитие речи ребенка на четвертом году жизни
К концу 4-го года жизни словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500-200 слов. В речи детей этого возраста кроме существительных и глаголов все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два), прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru