Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкальной выразительности исполнения у младших школьников

Новое образование » Развитие музыкальной выразительности исполнения у младших школьников в кружке фортепиано » Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкальной выразительности исполнения у младших школьников

Страница 1

Формирующий этап педагогического эксперимента был проведен с 22 января по 20 апреля 2007 года. Главная задача данного этапа – поиск методов, способствующих развитию музыкальной выразительности исполнения у учащихся. А также необходимо уделять внимание на обогащение, пополнение музыкально-теоретического опыта учащихся новыми знаниями, умениями, навыками.

Занятия с учащимися проводились в рамках индивидуальных уроков, несколько занятий – групповые.

В нашей экспериментальной работе мы руководствовались следующими педагогическими принципами, выделенными Ю.К. Бабанским:

принцип добровольности;

принцип социальной направленности;

принцип развития инициативы и самодеятельности;

принцип романтики и игры;

принцип творческого подхода к делу;

принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников;

принцип доступности;

принцип плановости;

принцип преемственности и взаимодействия всех видов воспитательной работы.

Чтобы добиться развивающего эффекта, мы использовали такие методы, которые, по нашему мнению, в наибольшей степени способствуют развитию музыкальной выразительности исполнения у школьников. А именно:

метод инструментовки музыкального произведения;

метод полихудожественного уподобления;

словесный метод;

метод импровизаций;

исполнительский показ;

метод коллективного музицирования.

Отобранные нами методы, активизирующие процесс развития музыкальной выразительности исполнения у школьников, применялись комплексно, в различных сочетаниях друг с другом.

Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. В педагогической практике под методом по традиции принято понимать упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом отмечают, что способы учебной деятельности учителя и способы учебной деятельности учащихся тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии.

Методы состоят из более частых приемов, которые их конкретизируют и детализируют. Прием – это элемент метода, его составная часть, разовое действие или отдельный шаг в реализации метода.

Итак, один из методов развития музыкальной выразительности исполнения у учащихся, примененный нами на занятиях, был метод инструментовки музыкального произведения. Данный метод основан на ассоциациях с тембровыми красками разных жанров музыкального искусства – симфонической, хоровой, камерной музыкой. («Ассоциация » - от лат. associatio – «присоединение», «связь», «союз»). Ассоциировать – значит, устанавливать внутренние связи и отношения между разнородными и далеко стоящими друг от друга явлениями, образами, представлениями. Благодаря ассоциациям, психическая деятельность человека становится полнее, глубже, красочнее, художественно-образное мышление делается богаче и многомернее. Инструментовка расширяет исполнительские возможности пианиста, т.к. каждый инструмент имеет свой индивидуальный тембр, образ, характер. Так, для выражения лирических переживаний композиторов используют скрипку, флейту, гобой; для достижения душевного подъема – медные духовые, ударные, унисонное звучание струнных инструментов и т.п. «Мысленная оркестровка фортепианной фактуры помогает на только передаче воображаемых тембров, но и рождает разнообразие собственно фортепианных красок…», - подчеркивает А.Г. Каузова. «…Внутреннее слышание звучания органа, хора, оркестра, квартета, отдельных струнных или духовых инструментов человеческого голоса является той питательной средой, которая обогащает тембрально-динамическую и артикуляционную стороны фортепианного звучания».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Музыкальное воспитание и развитие детей дошкольного возраста в контексте современных концепций детства
Что мы знаем о детстве? В силу широкой распространенности данного понятия каждый из нас уверен, что знает о детстве все, легко может объяснить это явление и его значение в жизни взрослого человека. Но именно за простым с обывательской точки зрения пониманием детства скрывается неопознанность и необ ...

Структура и содержание школьного курса ОБЖ
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по предмету ОБЖ является нормативно-правовой основой для осуществления непрерывного обучения школьников в области безопасности жизнедеятельности на базе общеобразовательного учреждения. Предмет ОБЖ является базовым, системообразующ ...

Методика диагностики психологической готовности к школьному обучению Н.И. Гуткиной
Наиболее удачной в отношении практического использования нам представляется методика диагностики психологической готовности к школьному обучению Н.И. Гуткиной. Ее достоинства заключаются в том, что при своей компактности она позволяет оценить самые важные компоненты психологической готовности. Отбо ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru