Эстетическое воспитание младших школьников как важнейшее условие развития личности

Новое образование » Специфика эстетического воспитания младших школьников средствами культурно-досуговой деятельности » Эстетическое воспитание младших школьников как важнейшее условие развития личности

Страница 1

В формировании мировоззрения подрастающего поколения важная роль отводится эстетическому воспитанию, призванному развивать нравственно-эстетические качества и творческие способности детей, их вкусы, идеалы, культурные запросы. В процессе эстетического воспитания у молодых людей формируется отношение к окружающей действительности и искусству, которое выливается в творческую деятельность по законам красоты, в готовность бороться за прекрасное в жизни.

В работах И.Ф.Харламова, воспитание определяется как социальное явление (инструмент продолжения общества в отдельной личности, усвоение человеком социальной культуры), индивидуальный процесс, реализующийся в педагогической помощи самостановлению, смысловому самоопределению, самореализации и саморазвитию человека, специально организованную деятельность, представляющую ценностно-смысловое взаимодействие педагога и воспитанника, при котором совершенствуется каждый из них.

Едва ли не первая в истории человечества идея всестороннего развития личности, где преимущество перед образованностью отдается нравственному началу, принадлежит Конфуцию (551-479 гг. до н.э.). Конфуций обобщил опыт воспитания и образования Древнего Китая и высказал собственные оригинальные идеи в этой области. Его программа включала нравственное, умственное, эстетическое и физическое развитие.

В Древней Греции на втором этапе воспитания (15-20 лет) к минимальному обучению грамоте добавляли музыку и пение, но основной акцент делали на воспитание война. Не случайно Спарта не дала ни одного сколько-нибудь крупного и яркого мыслителя или художника.

В эпоху Средневековья среди методов обучения византийской школы были популярны состязания школьников в риторике. Для овладения искусством ритора требовались достаточно широкие знания. Школьники изучали поэмы Гомера, произведения Эсхила, Софокла, Еврипида. Литература была важнейшим источником образования. Ведущим направлением Константинопольской школы было освоение античного наследия. В программу входили метафизика, как метод познания природы, философия, богословие, медицина, история, этика, политика, юриспруденция.

Прекрасной страницей в истории мировой культуры, педагогической мысли оказалась эпоха позднего европейского Средневековья, прошедшая под знаком гуманистических идей Возрождения. Гуманистов привлекали свобода, выразительность и красота классической литературы. Из материала для обучения классическая литература превращается в источник идеалов воспитания. В классическом наследии стремились черпать то, что было утеряно, - традицию воспитания физически эстетически развитого человека.

В русском государстве главными средоточиями культуры, книжности и образованности стали монастыри. Они находились в лучших условиях, т.к. церковь была освобождена от повинностей и выплаты дани в Орду.

Петровские реформы образования и воспитания вызывали глухое и явное недовольство. Один из первых представителей русского просвещения В.Н. Татищев делил науки и знания на нужные (домоводство, мораль, религия), полезные (письмо, красноречие, иностранные языки, математика), щегольские (поэзия, музыка, танцы), любопытные (астрология, алхимия), и вредные (ворожба, чернокнижие).

Приоритетом школьной политики второй половины 18в. было удовлетворение культурно-образовательных запросов дворянства. Избавившись от обязательной службы, дворянство стремилось заполнить досуг приобщением к культурным достижениям Европы. Усилилась тяга к новому западному образованию. Если при Петре 1 царила обязательная программа, согласно которой дворянам следовало приобретать известные научно-технические знания, то при Екатерине 11 в соответствующих школах учились лишь дети мелкопоместных дворян. Знать предпочитала учиться светским манерам, наслаждаться театром и иными искусствами.

В годы царствования Николая 1 система образования и школьная политика претерпели важные изменения. Правительство было уверено в своем нераздельном праве на руководство школьным делом. Ему была чужда идея свободы просвещения и образования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Требования к наглядному материалу для дидактических игр
Наглядным материалом к дидактическим играм являются игрушки и картинки. К игрушкам предъявляются такие требования: игрушка должна соответствовать действительности своей цветовой гаммой, т.е. заяц должен быть белый или серый, а не красный; все детали игрушки должны быть подобны натуральным животным, ...

Актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях
Социальный педагог – ключевая фигура в школе, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребёнку. Проблема развития социальной педагогики в России очень актуальна. Официально профессия «социальный педагог» появилась в нашей стране лишь около десяти лет назад. В н ...

Дифференциация умственной отсталости в соответствии с критериями МКБ-10
В МКБ-10 умственная отсталость подразделяют на легкую (F70), умеренную (F71), тяжелую (F72), глубокую (F73), другую (F78), неуточненную (F79). Предусматривается ведение четвертого знака, обозначающего тяжесть поведенческих расстройств. Если известна этиология умственной отсталости, то используется ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru