Специфика эстетического воспитания младших школьников средствами культурно-досуговой деятельности

Новое образование » Специфика эстетического воспитания младших школьников средствами культурно-досуговой деятельности

Потребность рассмотреть проблему эстетического воспитания детей возникла в результате действия негативных социально-экономических, политических и социокультурных факторов, которые значительно ухудшили процесс и результат воспитания подрастающего поколения. Недооценка проблемы воспитания стала одной из причин кризиса таких социальных институтов, как культурно-досуговые учреждения, образовательное учреждение, семья, детская и молодежная субкультура и др. При этом практика показывает, что современные институты воспитания не только утратили позитивный опыт воспитательной деятельности, стабильность и устойчивость присущего им воспитательного пространства, но и не всегда умеют по-современному планировать, организовывать, оптимизировать воспитательный процесс.

В настоящее время основополагающим условием полноценной жизнедеятельности растущего человека становится существенное обогащение его творческой энергии и духовных сил, усиление его культуросообразующей роли. Данное обстоятельство становится императивом перспективной социализации ребенка в настоящем и будущем, актуальным направлением их культурно-досуговой деятельности. Культурно-досуговая деятельность с детьми, являясь, по сути, уникальной системой воспитательных воздействий, способна при должном к себе внимании повысить эффективность мер, предпринимаемых государством, для оздоровления российского общества.

В этом плане приобретает важность воспитание эстетической культуры средствами культурно-досуговой деятельности, являющейся показателем высокой развитости личности и позволяющей ей не только полноценно общаться с прекрасным, но и активно участвовать в его созидании. В свете гуманизации образовательного процесса данная проблема становится актуальной и для учреждений культуры, которые, благодаря вариативности и пластичности, способны наилучшим образом осуществлять воспитание эстетической культуры детей младшего школьного возраста.

Методологические основы дипломного исследования.

Методологические аспекты эстетического воспитания личности раскрываются в работах М.Ю. Айбазовой, Н.С. Клейменовой, И.И. Крылова, Н.И. Загоренко, Е.М.Торшилова, Т.В.Морозовой, А.С. Харина и др.

Общепедагогические основы теории и практики эстетического воспитания детей изучаются в трудах А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др.

Социокультурные основы различных видов искусства в эстетическом воспитании подрастающего поколения представлены в работах Л.В.Алиевой, С.Н. Ждановой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Н.С. Клейменовой и др.

Психологические аспекты теории эстетического воспитания рассматриваются в трудах Л.С. Выготского, Я.А. Пономарева, П.М. Якобсона и др.

Тема дипломной работы напрямую связана с исследованиями культурно-досуговой деятельности (М.А.Ариарский, Т.Г.Киселева, Ю.А.Стрельцов, А.Д. Жарков, В.М.Чижиков, Е.М Клюско, Н.Ф.Максютин, Ю.Д.Красильникови др.) Их издания представлены монографиями, статьями в научных сборниках, учебниках и учебных пособиях, в которых рассматривается история, теория и методика досуга, раскрыта сущность и специфику этой деятельности, обоснованы принципы организации культурно-досуговой деятельности, выявлены ее развивающий потенциал и условия реализации.

Теоретические основы исследования.

В отечественных исследованиях широко освещены вопросы формирования эстетической культуры у подрастающего поколения (Ю.В. Бореев, В.М. Григорьев, И.Л. Зеленкова, Е.В. Беляева, И.И. Крылов, Е.М. Торшилов, Т.В. Морозова и др.).

Психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста освещаются в работах Е.А. Климова, А.Н.Кулагиной, В.С. Мухиной и др.

Отдельные аспекты воспитания детей младшего школьного возраста (уважение к труду, справедливое отношение к сверстникам, культура общения, материалистическое миропонимание, интернациональное и патриотическое воспитание и др.) отражены в исследованиях А.С. Харина, И.Ф. Харламова и др.

Фундаментальными положениями для всестороннего рассмотрения данной проблемы явились исследования, связанные с организацией культурно-досуговой деятельности с детьми, следующих авторов: Н.Н. Ерошенко, Р.Г Салатхудинов, Б.А. Титов и др.

Объектом исследования является эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста.

Предметом исследования - специфика эстетического воспитания младших школьников средствами культурно-досуговой деятельности.

Гипотеза исследования. Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста будет более эффективным, если: социокультурный процесс опирается на современные методологические основы в свете эстетического воспитания; воспитательный процесс будет осуществляться с помощью средств культурно-досуговой деятельности; в основу содержания воспитательной работы положено эстетическое восприятие ребенком культурно-досуговой деятельности.

Цель дипломной работы - определить сущность и раскрыть основные особенности эстетического воспитания детей младшего школьного возраста средствами культурно-досуговой деятельности.

Реализация поставленной цели достигается решением следующих задач:

1. Выявить сущность эстетической культуры индивида

2. Рассмотреть эстетическое воспитание младших школьников как важнейшее условие развитие личности.

3. Определить специфику культурно-досуговой деятельности детей

Изучить строение нравственно-воспитательной системы детей в современном обществе.

3. Охарактеризовать технологические возможности формирования нравственности ребенка в школьном учреждении.

4. Описать формы реализации процесса воспитания эстетической культуры детей первой ступени обучения средствами культурно-досуговой деятельности в МУК «М РДК им. В.М. Толстых» г.Тимашевска.

5. Провести социологическое исследование с целью выявления представления специалистов о значении и необходимости реализации процесса воспитания эстетической культуры детей первой ступени обучения средствами культурно-досуговой деятельности.

6. Подготовить и провести детское театрализованное представление эстетической направленности «Маленькая принцесса» для младших школьников.

Базой исследования послужил МУК «М РДК им. В.М. Толстых» г. Тимашевска.

Для решения намеченных задач в процессе исследования были использованы следующие методы:

- методы аналитического исследования (теоретический анализ философской, психологической, педагогической, культурологической, искусствоведческой литературы и диссертационных исследований по проблеме эстетического воспитания, обобщение отечественного опыта эстетического воспитания и др.);

- методы экспериментального исследования (анкетирование);

- методы изучения результатов исследования (количественный и качественный анализ результатов исследования).

Структура и краткое содержание дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложения.

Во введении обоснована актуальность темы, проанализирована степень разработанности поднимаемых в дипломе проблем, предмет, объект исследования, определенны основная гипотеза, цель, задачи, описано краткое содержание, отраженна практическая значимость работы.

Новые статьи:

Нарушения письма
Нарушения письма создают существенные препятствия в овладении грамотой и приводят к трудностям обучения. Традиционно в логопедической практике нарушения письменной речи рассматриваются как следствие патологии устной (Р.Е. Левина, А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, О.А. Токарева и др.). Исследования посл ...

Организация физкультурных занятий в детском саду
Физкультурные занятия — основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям в детском саду. Физкультурные занятия были введены в дошкольные учреждения в 50-е годы XX в. Первоначально занятия с использованием физических упражнений получили название занятия гимнастикой и п ...

Особенности социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Социальная адаптация и дезадаптация непосредственно связаны с таким понятием как «социализация». На основе анализа современных данных в области философии, психологии, социальной психологии, социологии, истории и этнографии, педагогики Е.А. Волошиненко определяет сущность социализации следующим обра ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru