Потребность рассмотреть проблему эстетического воспитания детей возникла в результате действия негативных социально-экономических, политических и социокультурных факторов, которые значительно ухудшили процесс и результат воспитания подрастающего поколения. Недооценка проблемы воспитания стала одной из причин кризиса таких социальных институтов, как культурно-досуговые учреждения, образовательное учреждение, семья, детская и молодежная субкультура и др. При этом практика показывает, что современные институты воспитания не только утратили позитивный опыт воспитательной деятельности, стабильность и устойчивость присущего им воспитательного пространства, но и не всегда умеют по-современному планировать, организовывать, оптимизировать воспитательный процесс.
В настоящее время основополагающим условием полноценной жизнедеятельности растущего человека становится существенное обогащение его творческой энергии и духовных сил, усиление его культуросообразующей роли. Данное обстоятельство становится императивом перспективной социализации ребенка в настоящем и будущем, актуальным направлением их культурно-досуговой деятельности. Культурно-досуговая деятельность с детьми, являясь, по сути, уникальной системой воспитательных воздействий, способна при должном к себе внимании повысить эффективность мер, предпринимаемых государством, для оздоровления российского общества.
В этом плане приобретает важность воспитание эстетической культуры средствами культурно-досуговой деятельности, являющейся показателем высокой развитости личности и позволяющей ей не только полноценно общаться с прекрасным, но и активно участвовать в его созидании. В свете гуманизации образовательного процесса данная проблема становится актуальной и для учреждений культуры, которые, благодаря вариативности и пластичности, способны наилучшим образом осуществлять воспитание эстетической культуры детей младшего школьного возраста.
Методологические основы дипломного исследования.
Методологические аспекты эстетического воспитания личности раскрываются в работах М.Ю. Айбазовой, Н.С. Клейменовой, И.И. Крылова, Н.И. Загоренко, Е.М.Торшилова, Т.В.Морозовой, А.С. Харина и др.
Общепедагогические основы теории и практики эстетического воспитания детей изучаются в трудах А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др.
Социокультурные основы различных видов искусства в эстетическом воспитании подрастающего поколения представлены в работах Л.В.Алиевой, С.Н. Ждановой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Н.С. Клейменовой и др.
Психологические аспекты теории эстетического воспитания рассматриваются в трудах Л.С. Выготского, Я.А. Пономарева, П.М. Якобсона и др.
Тема дипломной работы напрямую связана с исследованиями культурно-досуговой деятельности (М.А.Ариарский, Т.Г.Киселева, Ю.А.Стрельцов, А.Д. Жарков, В.М.Чижиков, Е.М Клюско, Н.Ф.Максютин, Ю.Д.Красильникови др.) Их издания представлены монографиями, статьями в научных сборниках, учебниках и учебных пособиях, в которых рассматривается история, теория и методика досуга, раскрыта сущность и специфику этой деятельности, обоснованы принципы организации культурно-досуговой деятельности, выявлены ее развивающий потенциал и условия реализации.
Теоретические основы исследования.
В отечественных исследованиях широко освещены вопросы формирования эстетической культуры у подрастающего поколения (Ю.В. Бореев, В.М. Григорьев, И.Л. Зеленкова, Е.В. Беляева, И.И. Крылов, Е.М. Торшилов, Т.В. Морозова и др.).Психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста освещаются в работах Е.А. Климова, А.Н.Кулагиной, В.С. Мухиной и др.
Отдельные аспекты воспитания детей младшего школьного возраста (уважение к труду, справедливое отношение к сверстникам, культура общения, материалистическое миропонимание, интернациональное и патриотическое воспитание и др.) отражены в исследованиях А.С. Харина, И.Ф. Харламова и др.
Фундаментальными положениями для всестороннего рассмотрения данной проблемы явились исследования, связанные с организацией культурно-досуговой деятельности с детьми, следующих авторов: Н.Н. Ерошенко, Р.Г Салатхудинов, Б.А. Титов и др.
Объектом исследования является эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования - специфика эстетического воспитания младших школьников средствами культурно-досуговой деятельности.
Гипотеза исследования. Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста будет более эффективным, если: социокультурный процесс опирается на современные методологические основы в свете эстетического воспитания; воспитательный процесс будет осуществляться с помощью средств культурно-досуговой деятельности; в основу содержания воспитательной работы положено эстетическое восприятие ребенком культурно-досуговой деятельности.
Цель дипломной работы - определить сущность и раскрыть основные особенности эстетического воспитания детей младшего школьного возраста средствами культурно-досуговой деятельности.
Реализация поставленной цели достигается решением следующих задач:
1. Выявить сущность эстетической культуры индивида
2. Рассмотреть эстетическое воспитание младших школьников как важнейшее условие развитие личности.
3. Определить специфику культурно-досуговой деятельности детей
Изучить строение нравственно-воспитательной системы детей в современном обществе.
3. Охарактеризовать технологические возможности формирования нравственности ребенка в школьном учреждении.
4. Описать формы реализации процесса воспитания эстетической культуры детей первой ступени обучения средствами культурно-досуговой деятельности в МУК «М РДК им. В.М. Толстых» г.Тимашевска.
5. Провести социологическое исследование с целью выявления представления специалистов о значении и необходимости реализации процесса воспитания эстетической культуры детей первой ступени обучения средствами культурно-досуговой деятельности.
6. Подготовить и провести детское театрализованное представление эстетической направленности «Маленькая принцесса» для младших школьников.
Базой исследования послужил МУК «М РДК им. В.М. Толстых» г. Тимашевска.
Для решения намеченных задач в процессе исследования были использованы следующие методы:
- методы аналитического исследования (теоретический анализ философской, психологической, педагогической, культурологической, искусствоведческой литературы и диссертационных исследований по проблеме эстетического воспитания, обобщение отечественного опыта эстетического воспитания и др.);
- методы экспериментального исследования (анкетирование);
- методы изучения результатов исследования (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Структура и краткое содержание дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, проанализирована степень разработанности поднимаемых в дипломе проблем, предмет, объект исследования, определенны основная гипотеза, цель, задачи, описано краткое содержание, отраженна практическая значимость работы.
Проблема межпредметных связей педагогики современного периода
Современное состояние научного естествознания предстает как сложнейшая система наук, в составе которой функционирует множество научных дисциплин. Большинство из них непрерывно взаимодействуют, имея общие объекты научного познания. Взаимное проникновение наук отражает объективную диалектику природы. ...
Объекты социально-педагогической деятельности
Активность субъекта всегда направленная на конкретный объект. В последнее время выделены категории граждан, которым оказывается социально-педагогическая помощь: · дети-инвалиды, · дети-сироты, · дети-правонарушители, · дети группы риска, · та категория подростков, которая требует помощи в процессе ...
Тройной интеграл и условия его существования
При построении общего определения нового интегрального образования тройного интеграла - основную роль играет понятие объема тела. С понятием объема уже знакомы. Условие существования объема для данного тела заключается в том, чтобы ограничивающая его поверхность имела объем 0 . Только такие поверхн ...