Эстетическое воспитание младших школьников как важнейшее условие развития личности

Новое образование » Специфика эстетического воспитания младших школьников средствами культурно-досуговой деятельности » Эстетическое воспитание младших школьников как важнейшее условие развития личности

Страница 5

При эстетическом воспитании следует учитывать принцип учёта возрастных особенностей восприятия прекрасного, который выступает формой проявления более общего принципа природосообразности применительно к эстетическому воспитанию. Организуя процесс формирования эстетической культуры младших школьников, необходимо учитывать психологические закономерности эстетического восприятия, которое зависит от уровня развития, эстетического опыта, степени сформированности представлений. Основная задача в данном процессе, учитывая возрастные особенности воспитанников, достичь понимания все более сложных явлений и форм прекрасного, эстетических проблем.

Итак, структура воспитания эстетической культуры младших школьников включает:

- воспитание как явление, процесс и деятельность;

- эстетическое воспитание как целенаправленное формирование эстетических потребностей, вкусов, взглядов и суждений;

- эстетику, раскрывающую сущность прекрасного и его роль в жизни человека;

- эстетическую культуру как свойство высокоразвитой личности, позволяющее человеку активно участвовать в созидании прекрасного;

- культурообразующий воспитания.

На основе научных разработок С.Н.Жданова и Д.В.Колесова нами уточнены уровни эстетической воспитанности младших школьников (см. Табл.1.)

досуговый эстетический культура дети

Таблица 1 Уровни эстетической воспитанности младших школьников

аспект

уровень

Информационно-познавательный

Ценностно-избирательный

Деятельностно-творческий

1. Инертный

элементарные знания об эстетике, национальном искусстве; образная широта невелика(2-3 вида образов); взаимосвязь характеристик художественных образов и выразительных средств искусства не устанавливается.

низкий интерес к искусству, в т.ч. национальному, художественной образности и другим средствам образного выражения действительности (не выражен явно); эстетические качества действительности не вызывают интереса и активности в общении по поводу этноэстетических объектов и явлений.

способы эстетической деятельности немногочисленны, не осознаны, самостоятельное творчество проявляется слабо либо отсутствует

2. Целостный

изобразительно-выразительная целостность образного представления, познания в области эстетики и национального искусства широкие, стойкие, но в познании действительности преобладает созерцательность.

возрастание интереса к художественным этноэстетическим явлениям не только в процессе обучения, но и в повседневной жизни, однако поступки определяются эстетическими ценностями лишь в отдельных случаях.

в учебно-творческой деятельности школьник применяет известные ему способы воссоздания художественных образов; творческая активность иногда проявляется, но носит несистематический характер; самостоятельность не стабильна.

3. Продуктивный

глубокие познания в области эстетики, искусства, этнокультуры, причем имеет место стремление к самообразованию, саморазвитию; при наличии изобразительно-выразительной целостности образного представления подросток свободно ассоциирует, его суждения многообразны, образно насыщены; проявляется устойчивая познавательная мотивация.

потребность в восприятии и создании художественно-эстетических объектов, стремление к коммуникации, эстетическая мотивация поступков и деятельности (в том числе и в повседневной жизни); имеет место сознанный выбор художественных и эстетических объектов; созерцательность сочетается с действенностью.

школьник не только полноценно владеет известными ему способами творческой деятельности, но и самостоятельно комбинирует их; творческие проявления выступают как стремление привнести собственное отношение в выполняемое дело, создать собственный образ; активность и самостоятельность проявляются всегда.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru