В данной разделе рассматривается основная форма обучения – практическое занятие, оно является наиболее распространенной формой организации обучения в ПТУ.
Рассматривая возможности практического занятия в данной разделе отметим возможность воспитания и развития учащихся, а также возможности индивидуальной работы с учащимися.
Эффективность учебного занятия, прежде всего, зависит от методики его проведения. Начало занятия должно быть своевременным, четким и организованным. Преподаватель должен разъяснить студентам задачи занятия и сосредоточить их внимание на предстоящей работе. Не менее важно держать внимание студентов и сохранять их активность на протяжении всего занятия. Внимание и активность на занятии обеспечиваются:
постановкой беглых вопросов, выполнением самостоятельных заданий, созданием состояния постоянной готовности к работе;
рациональным использованием времени на занятии. Запаздывание, преждевременное прекращение занятия, ненужные паузы, бездеятельность студентов, неподготовленность пособий и оборудования или не умелое их применение — все это ведет к снижению внимания, падению интереса, активности и дисциплины;
требованием от студентов внимания и познавательной активности, пресечением нарушений дисциплины, соблюдением индивидуального подхода. При этом следует избегать неуместных шуток, бесцельных хождений, резких движений, жестов и т.п.; преподаватель должен быть уверенным, твердым, решительным, настойчивым;
занимательным, ярким, эмоциональным изложением материала, умелым использованием наглядных пособий;
постоянным наблюдением за студентами, за их восприятием, пониманием, отношением к делу.
При проведении занятия нельзя забывать о воспитательной его стороне: наблюдать за взаимоотношениями студентов, бороться против неуверенности, зазнайства, индивидуализма.
Необходимо следить за санитарно-гигиеническими нормами требований ГОСТа условиям, в которых проходит занятие. Кабинет должен быть проветрен, достаточно освещен.
Проводя занятие в соответствии с планом, преподаватель в то же время должен учитывать конкретные условия; если по ходу занятия возникает необходимость в обоснованном, оправданном отступлении от плана, преподаватель должен пойти на это. Проведение занятия — это процесс творческий, и поэтому очень трудно бывает все предусмотреть заранее. Надо всегда помнить, что основная задача занятия — дать студентам знания. И если возникают какие-либо обстоятельства, мешающие этому и не предусмотренные преподавателем заранее, на них надо соответствующим образом реагировать.
Летняя практика является важным компонентом учебно-воспитательного процесса в среднем специальном заведении и обладает большим обучающим потенциалом для специалистов. Она проводится в течение 3-4 недель в летний период и по сути является первой значительной формой практической подготовки студентов к профессиональной деятельности.
Результативность летней практики достаточно высока. Более 77 % студентов полагают, что летняя практика является наиболее интересным, эмоционально привлекательным и полезным видом практики. Цели, задачи летней педагогической практики
Целями летней практики являются: закрепление, расширение и углубление освоенных к этому времени знаний и умений; приобретение профессионального эмпирического опыта, необходимого для дальнейшего самосовершенствования; оценка адекватности личных качеств выбранной специальности.
Данные цели практики достигаются в реализации следующих задач:
приобретение опыта самостоятельной работы;
овладение содержанием и формами специальной деятельности в каникулярный период;
практическое использование приобретённых в ходе изучения знаний и умений;
Летняя практика в своей структуре предусматривает следующие виды профессиональной деятельности:
организационно-методическую работу (знакомство с инструктивно-нормативными материалами, правилами внутреннего распорядка, условиями работы, традициями, планирование работы и т.п.);
организационно-вспомогательная работа (материально-техническое, финансовое обеспечение специального процесса, выполнение санитарно-гигиенических требований и норм безопасности, организация выполнения распорядка дня и работы по самообслуживанию и т.д.);
диагностико-прогностическая работа (изучение специальности различными методами, сбор эмпирического материала и его последующий анализ, определение уровня развития процессов и эффективности деятельности, прогнозирование).
Целостное обучение детей с умеренной умственной отсталостью через упражнение
Из различия структур учебных предметов следуют разные способы обучения. Так, при подражательном и опытном обучении центр тяжести падает на моторные, сенсорные и когнитивные навыки, в то время как при обучении, связанным с решением задач, упор делается на мышление и понимание. Учебной целью может бы ...
Другие формы организации обучения
Система уроков, описанная выше, в реальной педагогической практике дополняется целым рядом других форм Организации обучения. К сопутствующим ей формам обучения можно отнести: экскурсии, исследовательские группы, лаборатории, экспедиции, кружки, клубы, олимпиады, Конкурсы, выставки, трудовые неформа ...
Основная гимнастика как средство и метод физического воспитания ребенка
Гимнастика (от греч. «гимнос» — обнаженный) — система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений, направленных на решение задач всестороннего физического развития и оздоровления ребенка. Она предполагает оздоровление и всестороннюю физическую подготов ...