Видовое разнообразие творческих объединений велико: это кружки, секции, клубы, студии, лаборатории, мастерские, научные общества учащихся, экспедиции. Многогранна и профильная направленность. Связано это прежде всего с тем, что в отличие от факультативов творческие объединения предназначены выполнять другие, более широкие, не только обучающие в контексте конкретной предметной области функции. Поэтому их эффективность в максимальной степени зависит от полноты удовлетворения существующих интересов и потребностей ребенка. Предоставление всевозможного по направленности и видовому разнообразию набора творческих объединений создает условия для развития учащихся в рамках целенаправленного, упорядоченного проведения внеурочного времени. Таким образом, у школы имеется реальный путь к минимизации педагогически неорганизованной среды. Однако, основываясь на данных исследования, следует констатировать, что в реальности школы далеко не полно концентрируют усилия по снижению дезорганизованного пространства через творческие объединения.
Организационным фактором являются материально-технические условия школы: пропускная способность помещений, достаточность необходимых материалов и оборудования, экономическая и материальная емкость творческих объединений и т.д.
Играет немаловажную роль - кадровый потенциал. Для работы в творческих объединениях учитель-предметник не может строить свою деятельность аналогично урочной. От него требуется кардинальная смена «почерка» в работе, применяемых технологий, профессиональных знаний и умений, способов взаимодействия с детьми. Четвертым фактором является слабая заинтересованность прежде всего непосредственно руководителей, занимающихся организацией внеурочной воспитательной деятельности, в определении интересов и потребностей учащихся, а также их родителей. Данные проведенных опросов убеждают: форма, структура и содержание внеурочной деятельности редко опираются на изучение социально ориентированных потребностей и интересов учащихся и на оценку родительского мнения.
Парадокс состоит в том, что учащиеся выражают желание заниматься в творческих объединениях именно в школе, а не в учреждениях дополнительного образования. Потому не случайно многие руководители на основе договоров о сотрудничестве привлекают педагогов учреждений дополнительного образования для организации творческих объединений на базе своих школ.
Очевидно, что степень проблемности в организации деятельности этих объединений тесным образом связана с эффективностью использования возможных условий и ресурсов учреждений, образующих со школой единое социокультурное пространство конкретной территории.
Представление понятия «мышление» в научных психолого-педагогических теориях
Понимание и описание феномена мышления в психологии неоднозначно и многократно. Существует несколько подходов к рассмотрению мышления. Рассмотрим некоторых из них. Психология мышления стала разрабатываться лишь в ХХ в. Господствовавшая до этого времени ассоциативная психология исходила из того поло ...
Общечеловеческие потребности. Понятие этнокультурной
потребности
Все высшие духовные потребности человека — в познании, самоутверждении, самовыражении, безопасности, самоопределении, самоактуализации — это стремления к развитию, самоусовершенствованию Чтобы человек мог удовлетворить свои потребности, необходимо создать ему соответствующие условия: свободу волепр ...
Методика экспериментального исследования
Практическая актуальность исследования обусловлена тем, что развитие наглядно-образного мышления как основы для формирования логического мышления, необходимо для последующей деятельности ребенка в период учебной деятельности в школе, в будущем для развития полноценного логического мышления. Исследо ...