Развитие выразительности музыки

Страница 1

Невозможно осветить все основные этапы исторического развития музыкальной выразительности. Мы можем лишь указать на некоторые основные определяющие и направляющие факторы этого развития.

Наиболее заметным в истории музыки представляется процесс становления ее выразительно-изобразительных средств, как таковых.

На первых этапах истории музыки существеннейшим явился переход от элементов звукоподражаний и звуковоспроизведений к обобщениям. Мы знаем, что движение от непосредственности к осмысляющей абстракции очень заметно в истории первобытного рисунка, первобытной живописи. Первоначальные, очень натуральные зарисовки сменяются примитивными схемами, которые, однако, явились не регрессом, а прогрессом изобразительного искусства, устремившегося затем к синтезу непосредственности и обобщенности, к завоеванию и утверждению принципов реализма. Соответственно и в истории музыки: примитивно-наивные звукоподражания сменяются культивированием элементарных ладов – порою из двух-трех звуков, - очевидная интонационная бедность которых служит, однако, залогом позднейшего интонационного богатства, – но уже на основе логической системы. Последующее развитие музыки постоянно и насквозь проникнуто живой, плодотворной борьбой противоположных и единых элементов. С одной стороны, музыка упорно и активно стремится овладеть все более широко совокупностью реальных звуков, реальных интонаций. С другой стороны, она настойчиво и неуклонно стремится ввести все эти звуки и интонации в систему музыкальной логики, лада, тональности, формы. То одно, то другое из стремлений порою преобладает и берет верх, но в каждом из этих случаев музыка терпит ущерб. В первом случае начинает преобладать интонационный хаос, во втором случае – холодная рассудочность. Только единство интонационного и логического обосновывает подлинную стройность и гармоничность музыкального искусства.

Естественно, что выразительные возможности музыки могут действительно развиваться лишь на основе расширения и пополнения ее изобразительных средств. Одноголосная музыка располагает гораздо меньшими изобразительными средствами, чем музыка многоголосная и поэтому не имеет выразительных ресурсов последней.

Можно возразить, что простой одноголосный напев порою выразительнее многоголосной пьесы. Это действительно так. Мы знаем много примеров, когда произведения, пользующиеся сравнительно скромными средствами, выразительнее произведений, использующих богатейший арсенал средств. Но при подобных суждениях все-таки происходит парадоксальная подмена критериев. Ведь мы ценим замечательную миниатюру потому, что она вмещает сравнительно многое в малом, и мы порицаем ложную монументальность за то, что содержание ее безмерно уступает форме. Но факт остается фактом: чем больше средств, тем больше возможностей. В противном случае следовало бы признать расширение и обогащение средств простой погоней за излишествами.

Развитие полифонии впервые позволило совмещать в одновременности ряд голосов и достигать при посредстве этого новых, многопланных эффектов выразительности и изобразительности. Полифония дала возможность воплощать как совмещение и столкновение внешних начал, так и внутреннюю контрастность или борьбу эмоций. Так, например, два голоса в каком-нибудь музыкальном произведении могут выражать и изображать два враждебных друг другу начала (скажем, силы добра и зла), но могут также показать взаимодействие чувства и воли, эмоции и рассудка в душе одного человека, одного героя.

Когда сформировалась и получила широкое развитие гармония – создались новые богатые ресурсы выразительности и изобразительности. Гармонией (стройной или нестройной, мягкой или резкой, консонирующей или диссонирующей) становилось возможным передавать бесчисленные моменты и оттенки стройности или нестройности жизненных прообразов.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Проблема закрытия малокомплектных школ Тверской области
Несколько лет в Тверской области под видом "оптимизации" происходил самый настоящий разгром системы образования на селе. Поданными Росстата Тверская область к началу 2011 года оказалась на втором месте в ЦФО, после Тамбовской области по количеству закрытых малокомплектных сельских школ. С ...

Понятие цели воспитания
Процесс воспитания начинается с определения его целей. Главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности, которая обладает полезными качествами, необходимыми ей для жизни в обществе. Цель и задачи воспитания не могут устанавливаться раз и навсегда в любом обществе. Изме ...

Модульное обучение
В конце 80-х — начале 90-х годов XX в. в педагогику «врывается» еще один термин из области технических наук, а именно «модуль». Стали говорить и писать о «принципе модульного обучения», «модульной системе образования» и т.п. Давайте разберемся, что это такое. Слово «модуль» (от латинского modulus — ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru