Методика коррекции нарушений грамматического строя речи

Страница 5

Работа по исправлению нарушений при построении фразы

В качестве специальных упражнений, направленных на формирование умения сознательно оперировать своей речью, можно рекомендовать следующие задания:

1) сопоставление двух предложений, отличающихся одним словом. Например: "Мама шьет платье. Бабушка шьет платье. " Мы с тобой сказали одинаковые предложения? Какие слова тут неодинаковые? Сначала анализируются предложения, отличающиеся существительными, затем глаголами, прилагательными, числительными, местоимениями, наречиями;

2) анализ предложений с помощью интонирования (произношения выделяемого слова более протяжно и громко);

3) придумывание предложений с заданным словом и определением числа слов в них. Например: " Какие еловая сказала? Какое слово первое? второе? .? Сколько всего слов в предложении?";

4) анализ заданного предложения с помощью материальных опор (фишек, флажков, квадратиков). Каждое слово обозначается фишкой. В результате перед ребенком оказывается материализованная схема предложения, в которой число фишек соответствует числу слов в предложении.

Чрезвычайно полезной является работа по распространению предложения с помощью слов, обозначающих признаки предмета (Бабушка дает внучке ленту; Бабушка дает внучке красную ленту).

В качестве примера остановимся на теме "предложение". Цель данной работы: показать необходимость согласования слов в предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений.

Тренировать в наблюдении за интонацией понижения голоса

1. На доске делается запись, логопед читает ее и поясняет.

Гулять (Отдельное слово не всегда передает мысль)

Гулять. Дети. Поле. (Ряд слов не связанных между собой нормами грамматики, не является предложением).

Гуляли поле дети в.(Слова записанные в беспорядке, тоже не передают мысли).

Дети гуляли в поле. (Это предложение. Оно образованно из слов с учетом грамматических норм языка и выражает законченную мысль).

2. Из ряда слов составить предложения: дымок, идет, труба, из; орехи, в, белка, прячет, дупло.

3. Как по интонации (понижение голоса) угадать, закончилось ли предложение? ИГРА. При понижении голоса надо хлопнуть в ладоши. Хлопок будет обозначать точку.

Бабушка вяжет. (Хлопок)

Бабушка вяжет( .?) носки. (Хлопок)

Бабушка вяжет носки ( .?) внуку. (Хлопок)

Бабушка вяжет носки внуку ( .?) Максиму (Хлопок)

4. Определить в данных ниже столбцах словосочетания и предложения: ранней осенью наступила осень головки цветов цветы увяли гнезда птиц замолкли птицы промочило дождем идут дожди.

Безусловно, грамматический и лексический материал должен соответствовать программе соответствующих классов, а способ его предъявления возможностям каждого ученика. Хотелось бы подчеркнуть, что коррекцией грамматического строя речи детей с трудностями в обучении должен заниматься не только логопед, но и учителя начальных классов, работающие в интегрированных классах. А так как указанные дефекты речи проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности и обусловлены особенностями психофизического развития детей с трудностями в обучении, необходима также работа психолога с детьми данной категории. Только объединенные усилия всего педагогического коллектива школы в этом направлении даст значительный коррекционный эффект.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Методы оказания психологической помощи при выборе профессии
Мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. В нашей стране специальностей насчитывается более 7000 профессий. Каждый год происходит обновление около 500 видов труда. Однако действительность такова, что за последние годы появилось множество новых профессий, следовательно, процесс обновления видо ...

Характеристика подросткового возраста
Возраст от 11 – 12 до 15 лет – переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (5 – 9 –й классы ) , характеризуется общим подъёмом жизнидеятельности и глубокой перестройки всего организма. Душевный мир подростка Н.К. Крупская характеризовала психологией полуребёнка – ...

Многоуровневая система образования в России – как условие успешного функционирования системы допрофессионального образования
На современном этапе развития нашего общества и системы образования как одного из его важнейших социальных институтов неуклонно возрастает потребность в компетентных специалистах с творческим складом ума, способных находить новые пути и методы в науке, технике, экономике, управлении. Решение пробле ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru