Методика коррекции нарушений грамматического строя речи

Страница 5

Работа по исправлению нарушений при построении фразы

В качестве специальных упражнений, направленных на формирование умения сознательно оперировать своей речью, можно рекомендовать следующие задания:

1) сопоставление двух предложений, отличающихся одним словом. Например: "Мама шьет платье. Бабушка шьет платье. " Мы с тобой сказали одинаковые предложения? Какие слова тут неодинаковые? Сначала анализируются предложения, отличающиеся существительными, затем глаголами, прилагательными, числительными, местоимениями, наречиями; полное описание

2) анализ предложений с помощью интонирования (произношения выделяемого слова более протяжно и громко);

3) придумывание предложений с заданным словом и определением числа слов в них. Например: " Какие еловая сказала? Какое слово первое? второе? .? Сколько всего слов в предложении?";

4) анализ заданного предложения с помощью материальных опор (фишек, флажков, квадратиков). Каждое слово обозначается фишкой. В результате перед ребенком оказывается материализованная схема предложения, в которой число фишек соответствует числу слов в предложении.

Чрезвычайно полезной является работа по распространению предложения с помощью слов, обозначающих признаки предмета (Бабушка дает внучке ленту; Бабушка дает внучке красную ленту).

В качестве примера остановимся на теме "предложение". Цель данной работы: показать необходимость согласования слов в предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений.

Тренировать в наблюдении за интонацией понижения голоса

1. На доске делается запись, логопед читает ее и поясняет.

Гулять (Отдельное слово не всегда передает мысль)

Гулять. Дети. Поле. (Ряд слов не связанных между собой нормами грамматики, не является предложением).

Гуляли поле дети в.(Слова записанные в беспорядке, тоже не передают мысли).

Дети гуляли в поле. (Это предложение. Оно образованно из слов с учетом грамматических норм языка и выражает законченную мысль).

2. Из ряда слов составить предложения: дымок, идет, труба, из; орехи, в, белка, прячет, дупло.

3. Как по интонации (понижение голоса) угадать, закончилось ли предложение? ИГРА. При понижении голоса надо хлопнуть в ладоши. Хлопок будет обозначать точку.

Бабушка вяжет. (Хлопок)

Бабушка вяжет( .?) носки. (Хлопок)

Бабушка вяжет носки ( .?) внуку. (Хлопок)

Бабушка вяжет носки внуку ( .?) Максиму (Хлопок)

4. Определить в данных ниже столбцах словосочетания и предложения: ранней осенью наступила осень головки цветов цветы увяли гнезда птиц замолкли птицы промочило дождем идут дожди.

Безусловно, грамматический и лексический материал должен соответствовать программе соответствующих классов, а способ его предъявления возможностям каждого ученика. Хотелось бы подчеркнуть, что коррекцией грамматического строя речи детей с трудностями в обучении должен заниматься не только логопед, но и учителя начальных классов, работающие в интегрированных классах. А так как указанные дефекты речи проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности и обусловлены особенностями психофизического развития детей с трудностями в обучении, необходима также работа психолога с детьми данной категории. Только объединенные усилия всего педагогического коллектива школы в этом направлении даст значительный коррекционный эффект.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Организация и проведение методов исследования
В основу работы была положена гипотеза: у старшеклассников, обучающихся в профильных классах, меньше возникает трудностей при выборе профессии, по сравнению с учащимися обучающихся в общеобразовательных классах. Исследование проводилось среди учащихся одиннадцатых классов, обучающихся в общеобразов ...

Температура. Измерение температуры
тепловой явление лабораторный урок Температура (от лат. temperatura — надлежащее смешение, нормальное состояние) — скалярная физическая величина, характеризующая приходящуюся на одну степень свободы среднюю кинетическую энергию частиц макроскопической системы, находящейся в состоянии термодинамичес ...

Свойства знаний
· Знания могут обладать разными качествами. Согласно И.Я. Лернеру, В.М. Полонскому и др., таковыми, например, являются: o системность, o обобщенность, o осознанность, o гибкость, o действенность, o полнота, o прочность (рис. 2). · Знания, приобретаемые в процессе обучения, характеризуются различной ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru