Методика коррекции нарушений грамматического строя речи

Страница 1

На данном этапе работы главная задача заключается в преодолении и предупреждении ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений.

В процессе этой работы обращается внимание на изменение существительного по числам, падежам, на употребление предлогов, согласование существительного и глагола, существительного и прилагательного, изменение глагола прошедшего времени по лицам, числам и родам и т.д.

Работа над грамматическим строем речи, прежде всего, связана с развитием слухового восприятия, необходимо постоянно и систематически учить учащихся вслушиваться в звучание слов. Путем сравнения слов, выделения общего и различного между ними, путем наблюдения за их изменениями можно научить детей выделять значимые части слов и определять их функции. Навык расчлененного восприятия слова создает основу для формирования грамматических обобщений, преодоления недифференцированности словесных понятий и базу для конструирования слов самими учащимися. Таким образом, путем накопления практических речевых навыков мы формируем так называемое "чувство языка".

Приемы формирования словообразовательных процессов. Для того чтобы сформировались словообразовательные процессы, ребенок должен оперировать словом.

Рекомендуемые задания направлены на развитие активной познавательной деятельности в сфере языка. Они способствуют формированию обобщенных словесных классов и их дифференциации:

1) задания на номинацию действующих лиц ("Как можно назвать человека, который чистит сапоги? убирает мусор? красит забор? играет на барабане? точит ножи?" и т.д.)

2) задания на аналогии ("У кошки котенок, у лисы-?");

3)задания на образование уменьшительно-ласкательные формы существительного (дом-домик, солнце-солнышко, рука-ручка);

4)задания на образование уменьшительно-ласкательные формы прилагательного (рыжая-рыженькая, пушистый-пушистенький);

5) задания на образование прилагательного из существительного с помощью картинок из лото "Из чего сделано?" (дерево-деревянный, железо-железный, солома-соломенный);

6) задания на образование глаголов с различными приставками (налил-вылил, выходят-входят, пришел-подошел);

7) выбрать родственные слова среди слов, сходных по звучанию (лес, лесной, вылез, лесник, лестница) и др.

В качестве примера остановимся на теме " Приставочные глаголы". Целью данного занятия является: учить детей дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу ехать, учить самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол.

1. Логопед производит действия с машинкой и рассказывает:

Жила-была на свете маленькая машинка. Вот однажды, когда все в доме спали, она Выехала из гаража и ПОехала по дороге, ДОехала до речки, Въехала на мост, Съехала с моста и ПОДъехала к елке, ОБъехала елку, той же дорогой вернулась назад и тихо ЗАехала в гараж.

2.Логопед предлагает детям встать и вместе с ним проехать на машине. Показывая соответствующие действия, говорит:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

О жизни и творчестве Петра Ильича Чайковского
П.И.Чайковский (7 мая 1840 г. – 6 ноября 1893 г.) – гениальный русский композитор, гордость русской музыкальной культуры. Родился в рабочем посёлке Воткинск, в семье начальника Камско-Воткинского горного округа Ильи Петровича. В родном Воткинске Чайковский провел только восемь детских лет, но воспо ...

Оценка эффективности работы повышению уровня гуманистических качеств среди старшеклассников
III этап Оценка эффективности проведенной работы по повышению уровня ценностного отношения к своей семье. (Контрольный эксперимент), который проходил в январе 2009 г. Цель контрольного эксперимента - исследование отношения старшеклассников к семье после занятий по программе Тренинга Гуманистическое ...

Развитие произвольности как основа воспитания целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста
Приоритетным направлением работы детского сада является художественно – эстетическое воспитание детей, задачи которого: Повысить эффективность художественно – эстетического воспитания; Пробудить интерес к творчеству, умению выражать свои мысли и чувства в рисунке; Формировать умение использовать на ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru